Боги и богини. Сюжеты повествующие о жизни богов

боги и богини Мифологические сюжеты, повествующие о жизни богов и богинь, всегда являлись неисчерпаемым источником  вдохновения для художников. В них представлен полный спектр эмоций, отражены все человеческие качества.  Мифы являлись отражением того, что происходит в жизни, а боги являлись примером для людей.
 Прародительницей всех богов была Гея, богиня Земли, возникшая из Хаоса. Первым она произвела на свет Урана,  правителя Небес. От союза Урана и Геи произошли шестеро гигантских Титанов и шесть Титанид, наделенных  огромной силой и выносливостью. Младший из Титанов, Сатурн (греч. Кронос), бог земледелия, изображался в  образе старца с серпом. Его также ошибочно считали персонификацией времени (время по-гречески — chronos).
 Уран также дал жизнь одноглазым циклопам и гека-тонхейрам, или сторуким, однако боясь потерять власть, он  низверг их в подземный мир — Тартар. Тем временем, по совету Геи, Сатурн (Кронос) оскопил своего отца Урана  серпом. Из капель его крови, упавших на землю, родились Фурии (Эринии) -Алекто (непрощающая), Мегера  (разъяренная) и Тисифона (мстящая за убийство). Они вели счет всем обидам и мстили за преступления против  кровных родственников.
 Богиня Венера (Афродита) была рождена из семени Урана, смешавшейся с морской пеной. Именно этот сюжет  Вазари выбрал для росписи плафона в палаццо Веккьо во Флоренции (ок. 1560), известной под названием «Четыре стихии». Венера (Афродита) сначала вышла на берег острова Кифера (известного также как Китира), одного из Ионических островов. Впоследствии возникла легенда о том, что Кифера — райское место, где юные девушки находят себе возлюбленных и мужей. На картине Антуана Ватто «Паломничество на остров Киферу» , вероятно, изображен отъезд гостей с острова. Об этом свидетельствует меланхоличное настроение изображенных персонажей, возвращающихся к обыденной жизни. Венера (Афродита) ассоциировалась с древней восточной богиней Астартой. На одноименной картине английского художника-прерафаэлита Данте Габриэля Россетти (1877) Астарта изображена в образе богини любви, чье царство находится между Солнцем и Луной.
Сатурн (Кронос), унаследовав власть своего отца, женился на своей сестре Опс (греч. Рея), богине плодородия. Опс также ассоциировалась с Кибелой, Великой Матерью богов. Ее изображали с фруктами, чтобы подчеркнуть связь с землей и плодородием, как на картине Рубенса «Союз Земли и Воды» (1612-1615), олицетворяющей идею мира и процветания.
Однако, как и его отец Уран, Сатурн (Кронос) боялся предсказания оракула, согласно которому он будет свергнут с престола собственным сыном, поэтому он проглатывал всех своих отпрысков сразу после рождения.
Это вызывающее ужас действие испанский художник Франсиско Гойя изобразил в произведении «Кронос пожирает своего сына» (1821-1823). Опс (Рея), возмущенная таким поведением мужа, решает прибегнуть к хитрости. Когда у нее родился Юпитер (Зевс), она вместо сына подсунула Сатурну булыжник, завернутый в пеленки, а новорожденного спрягала в пещере на горе Ида на Крите, где коза Амалфея выкормила его молоком и медом.
Как было предсказано. Юпитер сверг своего отца Сатурна и освободил всех своих братьев и сестер, которые все еще находились в его утробе, дав ему выпить рвотное зелье. Юпитер (греч. Зевс) стал верховным божеством нового пантеона богов, которые поселились на горе Олимп в Греции, где всегда безоблачно, а с неба изливается сияющий свет. Однако титаны хотели свергнуть новых богов, для чего взгромоздили одну гору на другую, чтобы добраться до вершины Олимпа. Получив в свое распоряжение от циклопов молнии, Юпитер одержал победу над титанами. Этот сюжет был особенно популярен у художников эпохи барокко. Одно из самых впечатляющих изображений на эту тему принадлежит живописцу Джулио Романо, расписавшему фресками зал Гигантов в палаццо дель Те в Мантуе (1530-1532). Впоследствии многие художники заимствовали у Романо драматическую трактовку этого мифологического эпизода. Юпитера, как правило, изображали во всем блеске его величия, атлетически сложенным, с длинными, кудрявыми волосами и бородой. Он может восседать на троне или держать скипетр, а иногда предстает перед нами с эгидой в образе «щитодержца».
В античные времена власть богов ассоциировалась с четырьмя эпохами: золотой, серебряной, бронзовой и железной. Мирное правление Сатурна, не омраченное войнами и конфликтами, относят к золотому веку. При Сатурне была вечная весна, все живые существа жили в гармонии. Свергнутый сыном, Сатурн поселился в Италии, где посвятил себя сельскому хозяйству и просвещению местного населения. В правление Юпитера, называемое серебряным веком, жизнь людей осложнилась — они были вынуждены думать о крове в связи с появлением четырех времен года. В эпоху бронзы люди стали конфликтовать, но все еще не знали пороков. Железный век принес жестокость, предательства, страдания и войны. Пьетро ди Кортона в своей фреске для зала Стуфа (1637-1647) во флорентийском палаццо Питти сравнивает четыре эпохи с возрастом человека: золотой век символизирует юность и щедрость, серебряный ассоциируется с жизнью земледельца, бронзовый перекликается со зрелостью, а железный век несет жестокость и смерть.
Юпитер женился на своей сестре Юноне (Гере), но его неверность вызывала в ней ревность. Среди его многочисленных любовниц была Церера (Деметра), богиня плодородия и земледелия, ставшая матерью их дочери Прозерпины (Персефоны). Однажды бог Подземного царства Плутон (Гадес) похитил девушку. Юпитер поклялся вернуть ее при условии, что она не притронется к пище в Царстве мертвых. Однако Прозерпина призналась, что положила в рот несколько зернышек граната, которые дал ей на прощание Плутон. Тогда Юпитер решил, что первые полгода она будет проводить со своей матерью на земле, а вторую половину года в Подземном царстве со своим мужем Плутоном. Так появились времена года. В то время, когда Прозерпина проводила в Царстве мертвых, на земле царила зима, когда же она возвращалась в родной дом, наступала весна, переходящая в лето. Богиня Церера ассоциировалась с изобилием, ее часто изображали с фруктами, пшеничными колосьями, рогом изобилия и орудиями труда. Ее также связывали с Кибелой.
На фреске Рафаэля «Совет богов» (фрагмент, 1509-1511) на вилле Фарнезина изображены Юпитер и Юнона, беседующие с Венерой и ее сыном Купидоном
На картине Рубенса «Статуя Цереры» каменное изваяние богини украшено цветочными гирляндами, на первом плане изображены путти.
Одной из возлюбленных Юпитера (Зевса) была титанида Латона (Лето)1. Преследуемая ревнивой Юноной, Латона добралась до острова Делос, где родила близнецов Аполлона и Диану. Однажды местные крестьяне не дали ей напиться воды из озера, за что она превратила их в лягушек. Этот сюжет нашел отражение в картине Иоганна Кёнига «Латона превращает ликийских крестьян в лягушек» (ок. 1610). Возлюбленными Юпитера также были нимфа Майя, дочь Атланта, и смертные женщины Даная, Ио, Европа, Каллисто, Антиопа и Леда.
Юпитер поделил владычество над миром между собой и своими братьями. Сам он стал правителем неба, Нептун (Посейдон) — владыкой вод и морей, а Плутон (Гадес) получил Подземное царство. Нептун также отвечал за землетрясения и прочие стихийные бедствия.
Среди его многочисленных возлюбленных были Кенида, Коронида и Амимона. Морская нимфа Амфитрита пыталась избежать ухаживаний Нептуна, пока посланный им дельфин не убедил ее выйти замуж за владыку морей. У Нептуна и Амфитриты родился Тритон. Нептун также был отцом одноглазого циклопа Полифема. Нептун ассоциируется с водой, его принято изображать мускулистым мужчиной со слегка растрепанными ниспадающими кудрями. Атрибутом Нептуна является трезубец, символ его власти над морем, которым он вызывает бурю и ветры. Его часто изображают в колеснице, запряженной дельфинами или морскими коньками в сопровождении наяд, нереид (морских нимф) и русалок. Его изображения нередко украшают фонтаны.
Меркурий (Гермес) — сын Юпитера и Майи — был посланником богов. Он выступал в роли сопровождающего и посла, покровительствовал путникам и сопровождал души умерших в Подземное царство. Он изображается в петасе — шляпе с полями и невысокой тульей, украшенной крыльями — и в крылатых сандалиях из тусклого золота. Он также являлся покровителем сна. Своим кадуцеем — жезлом с навершием из двух переплетенных змей — он мог усыплять и будить людей. Меркурий занимался образованием Купидона (Эрота). Живописец Корреджо посвятил этой теме картину «Воспитание Купидона» (ок. 1528), а скульптор Джамболонья запечатлел Меркурия в полете (1665).
В день своего появления на свет Меркурий похитил у Аполлона коров, тщательно скрыв все следы. Затем он убил двух коров, и из их кишок и панциря черепахи сделал лиру. Аполлон был очарован звучанием лиры и согласился обменять на нее все свое стадо. Ловкий и плутоватый Меркурий — покровитель торговцев и воров — приносил богатство и удачу. Его можно считать персонификацией дипломатии.
Бог войны Марс (Арес) — сын Юпитера и Юноны — изображается в виде воина в шлеме со щитом, копьем или мечом. Его могут сопровождать фурии (эринии) или Беллона (двойник Марса в женском обличье). Марса можно увидеть на изображениях, посвященных не только военной теме, но и триумфу любви и мудрости, победивших войну. Самым знаменитым приключением Марса стал его роман с Венерой, отображенный многими мастерами. Пока безоружный Марс находится в объятиях Венеры, на земле царит мир и благоденствие. Обращаясь к этому сюжету, художники брали за основу следующее описание: «Марс -непобедимый на войне, страдает от незаживающей раны, нанесенной ему любовью». Некоторые художники относились к этой теме с юмором, к примеру, изображали путти, играющих с доспехами Марса.
Минерва (Афина) — дочь Юпитера, богиня мудрости, в отличие от Марса, считалась покровительницей справедливой организованной войны.
боги и богини На картине Андреа Мантенья «Парнас» Меркурий изображен в крылатых сандалиях и петасе
 Юпитер, боясь пророчества о том, что он будет свергнут своим отпрыском, проглотил свою беременную жену  Метиду, но через некоторое время почувствовал сильную головную боль. Вулкан (Гефест) разрубил его голову, и  из нее вышла дева в полном боевом вооружении — его дочь Минерва (греч. Афина). Атрибутом Минервы, бывшей  советницей своего отца, является сова. Минерва, наделенная благородной красотой, как правило, изображалась  облаченной в доспехи, с копьем и щитом, иногда украшенным изображением Медузы. Минерва  покровительствовала ремеслам — прядению и ткачеству, -а также создала флейту. Она помогала тем, кто стремился  учиться и познавать прекрасное.
 Однажды Минерва поспорила с Нептуном (Посейдоном) за владычество над Аттикой. Победа должна была  достаться тому из богов, кто создаст самый лучший подарок ее жителям. Нептун ударил своим трезубцем по земле,  и тотчас же из этого места забил источник. Согласно другим легендам, от удара трезубца владыки морей возник  конь. Минерва (Афина) создала оливу — символ мира, поэтому в ее честь была названа столица Аттики, а богиня  стала покровительницей города. В честь богини был воздвигнут храм Парфенон на Акрополе. Минерву часто  изображали с оливковым деревом или ветвью, листьями оливы было украшено ее платье.
Бог света Аполлон, отождествлявшийся с греческим богом Солнца Гелиосом и римским Солом, к;гждый день проносился по небу в золотой колеснице, запряженной четверкой лошадей, иногда в сопровождении Авроры (греч. Эос). Существует несколько барочных потолочных росписей, посвященных этой теме, среди них плафон «Аврора» Гвидо Рени (1614, Казино Роспильози, Рим) и фреска «Бег колесницы Солнца» Джанбаттиста Тьеполо (1740, палаццо Клеричи, Милан), представляющая сияющего Аполлона проносящимся над четырьмя континентами. В 1754 году по эскизам Буше были созданы два гобелена «Восходящее и заходящее солнце» (1754), на которых Аполлон представлен в момент восхода и захода светила. Аполлона также изображали с Фаэтоном, который, испроси» позволения управлять колесницей бога, по глупости разогнал коней, слишком близко приблизился к земле, погубив немало людей.
С Аполлоном ассоциируется не только свет солнца, но и свет знаний, просвещение. На фреске Рафаэля «Парнас» (ок. 1510) Аполлон изображен в окружении муз и великих поэтов. Вместе с Каллиопой, музой поэзии, он вдохновляет поэтов и одаривает их лавровым венком, напоминающим о его безответной любви к Дафне. Это произведение великого Рафаэля оказан) влияние на творчество многих художников.
Аполлон также был охранителем стад и покровителем пастухов. Его часто изображали с посохом, облаченным в пастушеское одеяние, иногда в окружении сатиров. В музыкальном состязании Аполлон победил сатира Марсия, соперничал в этом искусстве и с Паном. Однако Аполлон бывал и жестоким. В Троянской войне он поддержал троянцев, и его стрелы и отравленные дротики несли смерть ахейцам.
Бог врачевания и медицины Эскулап (греч. Асклепий), сын Аполлона и Корониды, был воспитан мудрым кентавром Хироном, от которого перенял умение исцелять больных. Когда в Риме свирепствовала чума, он прибыл туда из Греции в облике змеи, а затем на Тибрском острове принял свой обычный облик, после чего эпидемия прекратилась. Асклепия изображают с кадуцеем — посохом, обвитым одной змеей.
Диана (Артемида) — сестра-близнец Аполлона — богиня охоты, плодородия и женского целомудрия. Ее атлетическая фигура часто облачена в короткую тунику. Иногда она изображается с луком и стрелами в окружении охотничьих собак и оленей. Ее олицетворяли с богиней Луны, поэтому ее символом стал полумесяц. Часто ее сопровождали нимфы и иногда медведь, в которого ревнивая богиня Юнона превратила девушку из ее свиты нимфу Каллисто. Как покровительница целомудрия, Диана составляла пару с Венерой или Купидоном, олицетворявшими чувственную любовь. Иногда она изображалась со щитом, который был призван уберечь ее от стрел Купидона.
Веста была богиней домашнего очага. В круглом храме Весты в Риме в жертвеннике горел вечный огонь, за которым следили девственные жрицы весталки. Ими становились девочки шести лет. Весталки должны были исполнять свои обязанности и сохранять девственность на протяжении тридцати лет, лишь после этого они могли выйти замуж. Осмелившихся нарушить этот запрет замуровывали заживо или, по другой версии, заживо закапывали в землю. Основным их занятием было поддержание священного огня в храме. Если же он угасал, весталок подвергали наказанию — верховный жрец бичевал виновную кнутом. Весталки носили белые туники с пурпурной отделкой и пурпурные же мантии. Самыми известными весталками была мать Ромула и Рема Рея Сильвия, а также Туккия и Клавдия. Веста отдала свое место на Олимпе покровителю виноделия Вакху (Дионису), младшему из богов.
Популярным сюжетом в изобразительном искусстве были пиры богов, сопровождавшие свадебные церемонии, например, свадьбу Купидона (Амура) и Психеи. Во время пира на свадьбе Фетиды и Пелея двенадцать олимпийских богов восседали на тронах и вкушали нектар, разливаемый и подаваемый Ганимедом, а их слух услаждало пение муз, под которое танцевали пятьдесят нереид. К несчастью, на церемонию без приглашения пришла обиженная богиня раздора Эрида и втянула в спор трех богинь Юнону (Геру), Минерву (Афину) и Венеру (Афродиту), пообещав наградить прекраснейшую из них золотым яблоком. Спор богинь выпало разрешить Парису, что впоследствии привело к Троянской войне. На картине Тернера «Богиня раздора» Эрида изображена выбирающей яблоко в саду Гесперид.

боги и богиниНа картине «Диана-охотница» Орацио Джентилески (1625) Диана изображена во время охоты

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *