Легенды о превращениях

Дафна и Аполлон Чтобы вознаградить или наказать смертных, боги изменяли их облик. Теме превращений посвящена поэма  римского поэта Овидия «Метаморфозы»,  которая стала источником вдохновения для многих художников  Возрождения и более поздних эпох.
 Боги соперничали друг с другом в искусстве превращений. Речной бог Алфей увидел купающуюся в источнике  нимфу Аретузу и влюбился в нее. Убегая  от него, она обратилась к богине Диане (греч. Артемиде) с просьбой о  помощи, и та скрыла ее в густых облаках. Алфей решил дождаться Аретузу, но  Диана превратила ее в  подземный источник.
 Превращение также спасло нимфу Дафну от преследований бога Аполлона. Купидон (Эрот) поразил ее оловянной  стрелой, которая избавляла от любви,  а Аполлона — золотой стрелой, вызывающей любовное чувство. Убегая от  Аполлона, она обратилась с мольбой к богам и была превращена в лавровое  дерево. Ее тело покрылось корой,  руки превратились в листья, а ступни — в корпи. С тех пор лавр благородный стал священным деревом Аполлона,  а  лавровый венок — его непременным атрибутом. Лавровыми ветвями были украшены его колчан для стрел и  лира. Эта история была особенно популярна  в эпоху Ренессанса и барокко. Она вдохновила Джованни Лоренцо  Бернини на создание скульптуры «Аполлон и Дафна» (1622-1625).
 Ревнивая богиня Юнона (Гера) постоянно следила за своим любвеобильным супругом Юпитером (Зевсом). Его возлюбленную нимфу Каллисто она  превратила в медведицу.
 В некоторых случаях метаморфозы становились избавлением от земных бед. Клития была влюблена в Аполлона (отождествлявшегося с Гелиосом), но он  предпочел ей другую. Клития рассказала обо всем отцу соперницы, и тот сжег ее заживо. Но Аполлон остался равнодушен к Клитии, и она  превратилась в гелиотроп, цветок, название которого переводится как «следующий за солнцем». На картине «Клития» (1890-1892) Фредерика Лейтона  она изображена с поднятыми к восходящему солнцу руками.
Известная своей красотой Кенида из племени лапифов не желала выходить замуж. Однажды, когда она прогуливалась по берегу моря, ее настиг Нептун (Посейдон) и овладел ею, но обещал выполнить любое ее желание. Кенида, не желая снова пережить насилие, попросила превратить ее в мужчшгу и стала Кенеем. Позднее в битве с кентаврами Кеней перебил многих из них и сам едва не погиб, но спасся, превратившись в птицу.
В Гермафродита, юношу необыкновенной красоты, названного в честь своих родителей Меркурия и Венеры (греч. Гермес и Афродита), влюбилась нимфа Салмакида. Однажды, когда он купался в источнике, она прильнула к нему и попросила богов навеки соединить их. Тела юноши и девушки слились вместе и превратились в двуполое существо. На картине Бартоломеуса Шпрангера «Салмакида и Гермафродит» (ок. 1590) нимфа изображена в момент любования раздевающимся юношей.
Иногда боги прибегали к метаморфозам в качестве наказания за непослушание или непочтительное отношение. Актеон был внуком Кадма, основателя Фив. Он был уличен в подсматривании за купающейся Дианой (Артемидой) и ее спутницами-нимфами. Оскорбленная богиня в отместку превратила его в оленя. Он бросился бежать, но был настигнут и растерзан своими же охотничьими собаками. Тициан на картине «Диана и Актеон» (1556-1559) представил его завороженным красотой богини. На другой картине великого художника «Смерть Актеона» (ок. 1559-1575) юноша изображен убегающим от мстительной богини.
Арахна была наказана за гордыню. Искусная ткачиха, она заявила, что превзошла в своем мастерстве саму Минерву (Афину), покровительницу этого ремесла, и вызвала ее на состязание. Минерва признала мастерство Арахны, но ее возмутил выбор сюжета о похождениях Юпитера (Зевса), в котором она усмотрела непочтительное отношение к богам. Разгневанная богиня ударила девушку, и та, не вынеся позора, повесилась. Минерва сжалилась над ней и превратила ее в паука, чтобы она могла ткать вечно. На картине Тинторетто «Афина и Арахна» (1579) мы видим богиню, наблюдающую за работой Арахны.
Богиня Аврора (Эос) полюбила смертного Кефала и похитила его, но он не ответил ей взаимностью. Тогда богиня решила отомстить юноше. Она изменила его внешность и предложила испытать любимую жену Прокриду. Вернувшись домой с дарами, Кефал предложил Прокриде стать его любовницей. Жена не узнала мужа и смутилась, тогда Кефал открылся и выпросил у нее прощение. Позже Прокрида приревновала Кефала, узнав, что он с кем-то нежно разговаривал на охоте, и решила устроить за ним слежку. На следующий день она затаилась в кустах и услышала, что Кефал обращается к ветру. Заметив, что кустарник шевелится, он решил, что в нем прячется лань, метнул копье и пронзил им Прокриду. Она умерла у него на руках. Эту сцену запечатлел Веронезе (1528-1588) на своем полотне «Кефал и Прокрида».
Прекрасная Аталанта была известна тем, что в беге могла перегнать любого мужчину. Однако Аполлон предупредил Аталанту, что ее будущий муж принесет ей несчастье. Она устроила соревнование и объявила, что выйдет замуж за того, кто перегонит ее в беге, те же, кто проиграет, — погибнут. Гиппомен решил принять вызов, но обратился за помощью к богине Венере (Афродите), которая дала ему три золотых яблока. Во время соревнования он бросал их, а Аталанта, не в силах пробежать мимо, подбирала плоды и в результате проиграла. Эта сцена изображена Гвидо Рени на картине «Аталанта и Гиппомен» (ок. 1612). К несчастью, Гиппомен забыл поблагодарить Венеру, которая сменила милость на гнев. Она покарала эту пару за осквернение храма богини Кибелы, в котором они уединились, превратив их во львов, которых запрягла в свою колесницу.
Превращение также могло быть и наградой богов. Однажды Юпитер (Зевс) и Меркурий (Гермес), переодетые в путников, спустились на землю. Они стучались во многие дома, но им все отказали, кроме живших в скромной хижине Филемона и Бавкиды. Чтобы накормить гостей, старики решили зарезать своего единственного гуся. Однако Юпитер этого не допустил. В благодарность за радушный прием он превратил их хижину во дворец и пообещал выполнить любое желание Филемона и Бавкиды. Пара пожелала до конца своих дней служить жрецом и жрицей в храме Юпитера и умереть в один день. Юпитер выполнил свое обещание. После смерти супруги превратились в два дерева, растущих по соседству. Художники часто изображали сцену приема гостей этой супружеской парой. На картине «Юпитер и Меркурий с Филемоном и Бавкидой» (1620-1625) художник из круга Питера Пауля Рубенса изобразил богов, сидящих за столом со смертными, и со спасенным гусем, бегающим у их ног.
Юпитер также наградил нимфу Амалфею за то, что она вскормила его на Крите, когда он был младенцем. В благодарность он даровал ей рог изобилия и наделил его волшебным свойством исполнения желаний. Впоследствии Юпитер превратил ее в звезду.

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *