Апостолы, ученики и евангелисты

апостол

 После Воскресения Христа его двенадцать учеников стали апостолами, или проповедниками Евангелия (за  исключением Иуды Искариота, которого заменил Матфий). Они разъехались по свету и, рискуя своей жизнью,  проповедовали учение Христа даже в самых отдаленных странах — в Испании и Индии.
 Св. Иаков Старший (убит в 44) был сыном Зеведея. Как и его брат Иоанн, он занимался рыбной ловлей, а  впоследствии оба наравне с Петром стали любимыми учениками Иисуса Христа. Иаков и Иоанн присутствовали при  Преображении Христа и драме, разыгравшейся в Гефсиманском саду. Эту сцену часто изображали художники. По  легенде, царь Ирод Агриппа убил Иакова мечом.
 В VII веке возникла легенда, повествующая о том, что Иаков отправился в Испанию и стал авторитетным  проповедником. Впоследствии Иаков стал святым покровителем Испании. В Средние века рака с его мощами в  Компостельском соборе стала одним из важнейших паломнических центров, где произошло множество чудес.  Символом паломников была «раковина св. Иакова», помещенная на шляпы или плащи. Сам Иаков не раз  изображался в образе паломника с раковиной морского гребешка.
 Брат Иакова Иоанн Богослов (умер в конце I века н. э.) был самым молодым из учеников Христа. Он многократно  появлялся в сценах с изображением Нового Завета. Иоанна считают любимым учеником Иисуса. Он плакал на его плече во время Тайной вечери, и именно ему Иисус поручил заботиться о своей матери после его смерти2. В Деяниях апостолов рассказывается о деятельности Иоанна и Петра в качестве проповедников. Они оба были заключены в тюрьму, откуда Иоанн был отправлен на остров Патмос. По преданию, свои последние годы он провел на Эфесе, где и умер. Никола Пуссен изобразил его стариком, пишущим книгу (1640), так как он считается автором четвертого Евангелия и Книги Откровений.
По легенде, Иоанн вернулся в Эфес в тот момент, когда тело его умершей подруги должны были предать земле.
Иоанн остановил похоронную процессию и произнес: «Друзиана, да воскресит тебя Иисус Христос. Встань, пойди к себе домой и приготовь для меня еду». Филиппино Линии на своей картине изобразил момент, когда Друзиана встает и делает так, как велел Иоанн (ок. 1490, капелла Строцци в церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции). Атрибутом Иоанна является орел, олицетворяющий божественное вдохновение, снизошедшее на евангелиста. Иногда его изображали с полным змей кубком, который напоминает о том, что он выпил яд, но остался жив. На Гёнтском алтаре (ок. 1430) Ян ван Эйк представил его именно с этим атрибутом.
Святой Филипп (умер ок. 80) редко упоминается в Евангелиях. Он сомневался, что Иисус накормил пять тысяч человек пятью хлебами и пятью рыбами, поэтому его нередко изображали держащим хлеб или стоящим рядом с хлебом. Во время Тайной вечери Филипп сказал Христу: «Покажи нам Отца, и довольно для нас», на что Иисус ответил ему: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?» (Ин. 14:8-10). Филипп был в числе собравшихся учеников Христа после его Вознесения. Сведения о его дальнейшей жизни весьма скудны. По легенде, он отправился проповедовать в Скифию. Язычники заковали его в цепи и приказали совершить жертвоприношение перед статуей Марса. В тот же момент из-под статуи вылез дракон, который убил сына языческого священника и двоих военачальников, а остальных поразила болезнь от трупного зловония. Филиппино Липни изобразил Филиппа противостоящим дракону (1503). Позднее Филипп отправился проповедовать в Иераполис в Малой Азии, где был распят вниз головой (1503).
О святом Варфоломее почти ничего не известно. По одной из версий, он читал проповеди, изгонял духов и крестил в Индии, а затем в Армении. Там он отказался поклоняться языческим идолам, за что с него живьем содрали кожу, а затем обезглавили. Не случайно его атрибутом является нож. Тьеполо на картине «Страдания апостола Варфоломея» (1722) запечатлел момент казни.
Святой Фома, которого называли «близнецом», потому что он был похож на Христа, сомневался в его Воскрешении. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Христос велел ему так сделать, и тогда он уверовал. «Неверующего Фому» изображали одного или в сцене Воскресения Христа. Караваджо на картине «Неверие святого Фомы» (ок. 1601) представил Фому рассматривающим и трогающим рану Христа.
По легенде, Фома также сомневался в Вознесении Богородицы, но, когда получил пояс из ее рук, уверовал. В 1141 году предполагаемый пояс Пресвятой Богородицы был перевезен в Кафедральный собор Прато в Тоскане, а в 1390-х Аньоло Гадди был заказан цикл фресок на тему легенды о поясе. Донателло и Микелоццо создали для Кафедрального собора, в котором хранится реликвия, резную епископскую кафедру.
Святой Иаков (умер ок. 62), называемый Иаковом Младшим, по некоторым версиям, двоюродный брат Иисуса Христа, имевший с ним внешнее сходство. Считается, что он был первым епископом Иерусалима, где, по свидетельству историка Иосифа Флавия, был забит камнями. По другой версии, он проповедовал учение Христа с крыши храма, за что и был сброшен и забит камнями, а один из нападавших схватил палку и размозжил его череп. Иакова Младшего изображали в образе священника. Его атрибутом является палка, которой он был забит.
апостол На картине Рогира ван дер Вейдена «Св. Лука, рисующий Мадонну» (фрагмент, ок. 1450) изображен евангелист,  делающий рисунок Богоматери, кормящей сына. Существуют предположения, что художник запечатлел свой  автопортрет в образе св. Луки. 
 Согласно «Золотой легенде» Иакова Вора-гинского1, святой Симон Кананит (Зилот) и святой Фаддей были  братьями Иакова Младшего. Апостолы Симон и Фаддей вместе отправились в Персию, где проповедовали, творили  чудеса и обращали местных жителей в христианство, оба погибли мученической смертью. Орудия, которыми они  были умерщвлены, стали их атрибутами: Симон был заживо распилен пилой, Фаддей — забит палицей или топором.
 Несмотря на то что святой Варнава и святой Павел не входили в число двенадцати учеников Христа, они тоже  считаются апостолами. Варнава проповедовал вместе с Павлом в Антиохии, а также вел миссионерскую  деятельность на своей родине — острове Кипр, где его почитали как основателя Церкви. По легенде, он исцелял  больных, прикладывая к ним Евангелие от Матфея. Таким его изобразил Веронезе на картине «Святой Варнава  исцеляет больных» (ок. 1556). Он был заживо погребен или забит камнями.
 Евангелисты — авторы четырех Евангелий -Матфей, Марк, Лука и Иоанн изображались держащими или пишущими  книги или свитки. Их нередко представляли в виде четырех аллегорических персонажей — крылатого человека, крылатого льва, крылатого быка и орла (согласно видению Иоанна Богослова). Их скульптурные изображения украшали архитектурные сооружения и обрамления живописных произведений.
Святой Марк (умер ок. 73) отправился в Рим, где, как принято считать, он с помощью св. Петра написал свое Евангелие. Затем он отправился на Кипр и в Александрию, где стал первым епископом и был заживо забит камнями. Его изображали темноволосым, бородатым мужчиной средних лет. Его атрибутом считается крылатый лев.
По преданию, Марк попал в сильную бурю в Адриатическом море и был выброшен на остров в Венецианской лагуне. Явившийся ему ангел возвестил, что он стоит на том месте, где в будущем в его честь будет построен город. Приблизительно через четыреста лет поселенцы стали вбивать сваи для возведения первых зданий Венеции. В 829 году двое венецианских купцов убедили священников тайно перевезти мощи св. Марка в Венецию из Александрии. Мощи были помещены в корзину и накрыты солониной, с тем чтобы избежать досмотра со стороны сарацинов, которые не прикасались к свинине даже во время таможенных проверок. Доставленные мощи св. Марка были замурованы в мраморной колонне в базилике, построенной в его честь. Со временем местонахождение мощей было забыто, пока из одной колонны во время поста неожиданно не выпало несколько камней, за которыми была видна рака. Св. Марк — небесный покровитель Венеции, а эмблемой города является крылатый лев. Тинторетто написал несколько картин, посвященных жизни и деяниям св. Марка.
Венецианцы рассказывают легенды о чудесах, совершенных св. Марком. По одной из них, слуга без разрешения своего господина отправился в паломническое путешествие к мощам св. Марка. Когда он вернулся, господин приказал жестоко наказать его: вырвать глаза, отрезать ступни, сломать ноги и выбить зубы. Слуга был повален на землю, но молитва, обращенная им к св. Марку, спасла его. Нацеленные на него копья рассыпались, а железные орудия пыток затупились или расплавились. После случившегося и господин, и слуга раскаялись. Тинторетто запечатлел этот эпизод на одной из своих картин (1548).
Святой Лука, происходивший из Антиохии, был врачом. Вместе со св. Павлом он отправился в Италию проповедовать учение Христа. В Средние века считали, что он принял мученическую смерть, но, возможно, он умер в Греции в преклонном возрасте. Его принято считать первым иконописцем, создавшим несколько образов Богоматери. Фламандские художники XV-XVI веков, к примеру, Рогир ван дер Вейден, изображали его как иконописца. Св. Лука — покровитель художников, юристов и врачей. Его атрибутом является крылатый бык (телец).

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *