Изобилие и щедрость природы в живописи?

плоды земли Изобилие и щедрость природы в живописи часто изображали в виде рога изобилия или чаши с цветами и  фруктами. Плоды — атрибут богини плодородия  Цереры (Деметры). Овощи и фрукты включались в натюрморты  для отображения бренности жизни, диковинные или внесезонные плоды, в свою  очередь, ассоциировались с  богатством.

 Яблоко стало ассоциироваться со злом не только в связи с Грехопадением, но, возможно, и потому, что латинское  слово malus означает как «яблоко», так и «зло». Яблоко — плод, сорванный с Древа познания добра и зла, —  символизирует первородный грех и грехопадение человека. Яблоко традиционно считалось атрибутом Евы, но его  связывают с различными грехами.

Август Леопольд Эгг прославился своим триптихом «Настоящее и  прошлое» (1858), посвященным истории разрушения благополучной викторианской семьи из-за измены жены. На  первой картине, представляющей выдворение неверной жены из дома, он изобразил яблоко, лежащее на столе,  которое является аллюзией на изгнание Евы из рая. Золотое яблоко раздора косвенно стало причиной начала  Троянской войны. Яблоко, которое богиня Венера получила в качестве приза как прекраснейшая из богинь, с тех  пор является ее атрибутом. В христианской иконографии яблоко в руке младенца Иисуса символизирует спасение  и искупление.

Гранат — атрибут Прозерпины (Персефоны), богини Подземного Царства. Она съела несколько зерен граната на пути из царства мертвых, после чего была обречена полгода проводить в царстве Аида, а вторую половину — на Олимпе. Гранат ассоциируется с унылостью осени и зимы и возрождением природы весной и летом. Данте Габриэль Россетти на картине «Прозерпина» (1874) изобразил этот плод как символ ее печальной участи. В христианстве гранат считается символом Воскресения. Младенца Христа иногда изображали с плодом граната, как, например, Боттичелли на тондо «Мадонна Магнификат» (1480-е). В руке у Христа также может быть вишня, что означает сладость благих дел.

Виноградная лоза и виноград — атрибут бога виноделия Вакха (Диониса) и его воспитателя Силена, а также символ осени. В голландском искусстве XVII века люди, пьющие вино, ассоциировались с праздностью и ленью. В христианской иконографии виноград связан с Христом (вино — кровь Христова).

Пшеница — атрибут Цереры (Деметры) и символ лета, благоденствия и изобилия. На картине Боттичелли «Мадонна Евхаристии» (1472) изображены виноград и пшеничные колосья.

Хлеб и вино — это тело и кровь Христова. Хлеб — основа жизни и символ самопожертвования Христа, что восходит к сцене Тайной вечери, когда Иисус поделился с учениками хлебом. Яйцо — символ возрождения, но в голландском искусстве XVI века изображение яйца с двумя ногами и торчащим сверху ножом, вероятно, ассоциируется с демоном. Миндаль считали символом божественного благоволения представлять раны Христа, красная роза среди шипов является аллегорией мучеников ранней церкви и их преследователей, в то время как ангелы и святые могут держать розы, что символизирует небесную благодать. По легенде, в Эдемском саду цветы не имели колючек, такими мы видим их на картинах с изображением рая.

Когда Адам и Ева попробовали плод с Древа познания добра и зла, «открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания». В классическом искусстве листьями смоковницы, или фигового дерева, прикрывались гениталии обнаженной натуры. Листья и ветви лавра символизировали честь и славу. Мирт — священное дерево богини Венеры изображен на картине Тициана «Любовь земная и Любовь небесная» (1515).

Вечнозеленый плющ — атрибут бога Вакха (Диониса), его часто изображали с венком из плюща на голове. Плющ также символизирует бессмертие. На картине прерафаэлита Артура Хьюза «Долгая помолвка» (1859) плющ покрывает ствол дерева, на котором вырезаны инициалы молодого мужчины и его возлюбленной. Олива была символом мира, как в античном искусстве, так и в христианской иконографии.

Это священное дерево богини Минервы (Афины). Голубь вернулся на ковчег Ноя с оливковой ветвью в знак того, что вода отступает. Иногда с ветвью оливы изображали архангела Гавриила, как, например, на алтарном изображении Таддео ди Бартоло «Благовещение со святыми Косьмой и Дамианом» (ок. 1409). Ветвь пальмы означает победу. Аллегории Победы и Славы изображали награждающими пальмовой ветвью победителей. В христианстве пальмовая ветвь стала символом мучеников и присутствует в сцене Входа в Иерусалим. Кипарисы, как правило, росли на кладбищах, поэтому они ассоциируются со смертью. Арнольд Бёклин изобразил их на картине «Остров мертвых» (1880).

плоды земли Переспелые плоды на картине Караваджо «Вакх» символизируют кратковременность земных наслаждений.

 Так, например, когда Бог выбрал Аарона первосвященником, его «жезл (…) расцвел, пустил почки, дал цвет и  принес миндали».

 Цветы — атрибут богини Флоры и тех мифических героев, которые умерли от неразделенной любви. Цветок   Адониса — анемон, Нарцисса — нарцисс. Гиацинта — гиацинт, Аттиса — фиалка, Клитии — гелиотроп. Цветы связаны с  временами года и являются символом рая. В христианском искусстве красные цветы символизируют кровь Христа,  белые — чистоту Девы Марии. Цикламены, жасмин, фиалки и ландыши — все это цветы Богородицы, в то время как  аквилегия (водосбор) — цветок, ассоциирующийся со Святым Духом. В натюрмортах цветы отражают идею  мимолетности жизни. Художники XVII-XVIII веков включали в свои натюрморты редкие цветы и выписывали их  как драгоценности, как это сделал, например, Амброзии Боссхарт на картине «Ваза с цветами» (1615-1620).

 Лилия — атрибут Девы Марии и многих святых: архангела Гавриила, Иоакима, Иосифа и святого Доминика, а также  святых девственниц. Лилия часто изображалась в сцене Благовещения — одну или несколько лилий преподносит  Деве Марии архангел Гавриил. Пассифлора (страстоцвет) — символ Страстей Христовых. Листья этого растения напоминают копье, которым Иисус был пронзен Лонгином, рыльца пестика — гвозди, стебель — перекладину креста, тычинки — пять ран, а внешняя корона цветка — терновый венец.

На картине Чарльза Олстона Коллинза «Мысли монахини» (1850) изображена монашенка, разглядывающая цветы. Роза — первый цветок, появившийся после рождения Венеры, и символ весны. Розу воспел Боттичелли на картинах «Весна» (ок. 1478) и «Рождение Венеры» (1484-1486). В эпоху рыцарства верили, что шипы розы оберегают девичье целомудрие. Лепестки розы в религиозном искусстве могут.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *