Картина «Сабинянки» Жак-Луи Давид (1748-1825)
На картине, написанной в 1799 году, изображены сабинянки, останавливающие битву между сабинянами, среди которых их братья и отцы, и римлянами.
Это своего рода программное произведение художника, горячо поддержавшего образование Французской республики после революции 1789 года. Поклонник античного искусства, Давид выстраивает композицию наподобие скульптурного фриза — фигуры изображены настолько объемно и искусно, что кажется, будто они выступают над поверхностью холста. Героические позы атлетических фигур вооруженных мужчин контрастируют с трогательной незащищенностью и эмоциональностью женщин в центре, выступивших против сражения. Воины справа представлены с символом Рима — капитолийской волчицей. На первом плане изображены дети сабинянок — будущее Римской республики.
КЛЮЧЕВЫЕ ФИГУРЫ
САБИНЯНКИ: По легенде, Рим был основан Ромулом в 753 году до н. э. В поселении было мало женщин, вот почему на один из праздников Ромул, озабоченный будущим процветанием города и приростом населения, пригласил соседнее племя сабинян. В разгар пира по условному сигналу римляне похитили незамужних сабинянок с тем, чтобы «соединиться с ними неразрывными узами».
Римляне не позволили сабинянкам вернуться домой, а через три года их оскорбленные отцы и братья вторглись в Рим. За это время сабинянки вышли замуж за своих похитителей и успели стать матерями. Понимая бессмысленность надвигающейся битвы, женщины вынесли на поле брани своих детей, «нежными страстными речами» умоляя воинов прекратить сражение.
Этот мифологический сюжет вдохновлял многих художников, в том числе живописца Пьетро да Кортону и скульптора Джамболоныо.