Картина «Поклонение агнцу» Ян ван Эйк (ок. 13 90-1441)
Считается, что работ) над большим алтарем для Кафедрального собора Св. Бавона в Гёнте начал Губерт ван Эйк, а после его смерти в 1426 году ее продолжил и закончил в 1435 году его младший брат Ян. Алтарь состоит из двадцати четырех панелей. На центральной изображены многолюдные толпы людей в лучах Божественного света, пришедшие поклониться Христу в образе агнца, стоящего на алтаре в окружении ангелов и орудий Страстей Христовых. Фонтан, изображенный на переднем плане, — символическое изображение источника жизни, из которого все жаждущие смогут напиться, как сказано в Книге Иоанна Богослова.
Имя Яна ван Эйка было связано с высокой культурой, царившей при дворе герцогов Бургундских в начале XV века. Детально выписанные произведения мастера напоминают красочные миниатюры из Великого часослова герцога Беррийского и Часослова Марии Бургундской, созданные в так называемом стиле интернациональной готики, характерном для того времени. Однако пейзаж на заднем плане близок реалистической живописи и является предтечей реализма и перспективных изображений, возникших в эпоху расцвета Ренессанса.
КЛЮЧЕВАЯ ТЕМА
АГНЕЦ: В Ветхом Завете агнца (или ягненка) неоднократно приносили в жертву Богу. Этот образ использовался в раннем христианстве как для изображения Страстей Христовых, так и Воскресения Христа. В произведениях, посвященным Страстям, можно увидеть, как кровь агнца стекает в чашу. В изображениях второго сюжета иногда встречается флаг с красным крестом на белом фоне. Агнец является атрибутом Иоанна Крестителя — он называл Христа «агнцем божьим», искупляющим грехи. Агнец символизирует и многочисленных последователей Христа — Доброго Пастыря. В Мавзолее Галлы Плацидии в Равенне сохранилась самая ранняя христианская мозаика «Христос — Добрый Пастырь».