Картина «Грехопадение» Хуго ван дер Туе (ок. 1440-1482)
На левой створке так называемого Венского диптиха (ок. 1479) Хуго ван дер Гуса представлена авторская интерпретация темы грехопадения Адама и Евы. На второй створке изображена сцена оплакивания Христа. Оба изображения заставляют зрителя задуматься о человеческих грехах и жертве, которая может их искупить.
Сад Эдем с Древом познания добра и зла представляет собой традиционное изображение рая. Змей-искуситель представлен в образе ящерицы с головой женщины, что отражает средневековые представления о зле, ассоциирующимся с женским началом. Прическа полуженщины-полу-ящерицы контрастирует с распущенными волосами бесхитростной Евы. (Изысканные прически отличали женщин, занимавшихся проституцией.) Ирис и аквилегия, изображенные ван дер Гусом, олицетворяют Святой Дух и считаются цветами Девы Марии. Это своего рода намек на искупление первородного греха человечества. Эти цветы также изображены ван дер Гусом на алтаре Портинари.
КЛЮЧЕВЫЕ ФИГУРЫ
АДАМ И ЕВА: Согласно Ветхому Завету, Бог по своему образу и подобию сотворил из глины первого человека, Адама, после чего из его ребра создал Еву и вдохнул в них жизнь. Затем он поместил их в сад Эдемский, в котором росло Древо познания добра и зла и запретил вкушать его плоды. Коварный змей искусил Еву отведать запретный плод — яблоко, который она убедила отведать Адама. В тот же миг они узрели наготу друг друга и стыдливо прикрылись фиговыми листьями. В наказание Бог изгнал их из рая.
Темы сотворения мира, искушения и изгнания Адама и Евы из рал были популярны в искусстве Средневековья и Ренессанса, поскольку они были связаны с идеей искупления первородного греха через Христа. Им посвящали отдельные произведения и целые серии. Фресковый цикл Мазолино и Мазаччо «Житие апостола Петра» (1426-1427) в капелле Бранкаччи во флорентийской церкви Санта-Мария-дель-Кармине начинается с «Грехопадения» и «Изгнания из рая». Грехопадение нередко изображается вместе со сценой Благовещения, раскрывая идею искупительной жертвы Христа Спасителя. В изображениях Распятия можно увидеть череп Адама, на который пролилась кровь Христа, искупившего первородный грех человека.