Картина «Грехопадение» Хуго ван дер Туе (ок. 1440-1482)

грехопадение На левой створке так называемого Венского диптиха (ок. 1479) Хуго ван дер Гуса представлена авторская  интерпретация темы грехопадения Адама и  Евы. На второй створке изображена сцена оплакивания Христа. Оба  изображения заставляют зрителя задуматься о человеческих грехах и жертве,  которая может их искупить.
 Сад Эдем с Древом познания добра и зла представляет собой традиционное изображение рая. Змей-искуситель  представлен в образе ящерицы с  головой женщины, что отражает средневековые представления о зле,  ассоциирующимся с женским началом. Прическа полуженщины-полу-ящерицы  контрастирует с распущенными  волосами бесхитростной Евы. (Изысканные прически отличали женщин, занимавшихся проституцией.) Ирис и  аквилегия,  изображенные ван дер Гусом, олицетворяют Святой Дух и считаются цветами Девы Марии. Это своего  рода намек на искупление первородного греха  человечества. Эти цветы также изображены ван дер Гусом на  алтаре Портинари.
 КЛЮЧЕВЫЕ ФИГУРЫ
 АДАМ И ЕВА: Согласно Ветхому Завету, Бог по своему образу и подобию сотворил из глины первого человека,  Адама, после чего из его ребра создал Еву и вдохнул в них жизнь. Затем он поместил их в сад Эдемский, в  котором росло Древо познания добра и зла и запретил вкушать его плоды. Коварный змей искусил Еву отведать запретный плод — яблоко, который она убедила отведать Адама. В тот же миг они узрели наготу друг друга и стыдливо прикрылись фиговыми листьями. В наказание Бог изгнал их из рая.
Темы сотворения мира, искушения и изгнания Адама и Евы из рал были популярны в искусстве Средневековья и Ренессанса, поскольку они были связаны с идеей искупления первородного греха через Христа. Им посвящали отдельные произведения и целые серии. Фресковый цикл Мазолино и Мазаччо «Житие апостола Петра» (1426-1427) в капелле Бранкаччи во флорентийской церкви Санта-Мария-дель-Кармине начинается с «Грехопадения» и «Изгнания из рая». Грехопадение нередко изображается вместе со сценой Благовещения, раскрывая идею искупительной жертвы Христа Спасителя. В изображениях Распятия можно увидеть череп Адама, на который пролилась кровь Христа, искупившего первородный грех человека.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *