Картина «Дева Мария с младенцем и св. Анной» Леонардо да Винчи (1452-1519)
Картина Леонардо (ок. 1510) с изображением Девы Марии, ее матери св. Анны и младенца Христа далека от характерной для эпохи Возрождения фронтальной композиции семейных портретов. Леонардо работал над вариантами этой картины в первых годах XVI века. На одном из них изображен и младенец Иоанн Креститель — этот эскиз хранится в Национальной галерее (Лондон), — другой, ныне утраченный набросок, выставленный в 1501 году в монастыре Аннунциата, вызвал сенсацию.
Несмотря на то, что св. Анна изображена на заднем плане за Девой Марией, как это было принято, три фигуры выглядят живыми и естественными. Леонардо отошел от традиции изображения св. Анны женщиной преклонного возраста. Он представляет ее молодой и привлекательной. Ягненок, которого держит младенец Христос, является символом его собственной искупительной жертвы. Однако на фоне фантастического пейзажа это семейное трио выглядит беззаботно и жизнерадостно.
КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА:
СВЯТАЯ АННА (АННА): Культ св. Анны (I век н. э.), матери Девы Марии, принесли с Запада христиане, гонимые мусульманскими завоевателями. Самое раннее ее изображение (ок. 650 н. э.) находится в церкви Санта-Мария- Антиква в Риме, где она представлена вместе с дочерью. К XIV веку она стала одной из самых популярных святых, не в последнюю очередь потому, что ее материнство в зрелом возрасте подтверждало доктрину Непорочного Зачатия Девы Марии. Св. Анну принято изображать вместе с Богоматерью. По легенде, св. Анна трижды была замужем и имела трех дочерей. В эпоху позднего Средневековья ее изображали с многочисленным семейством (Святое семейство), как, например, на картине Мастера святой Вероники. В 1479 году во Франкфурте кармелиты образовали монашеский орден Св. Анны и заказали алтарное изображение со сценами из ее жизни.