Картина «Христос в родительском доме» Джон Эверетт Миллес (1829-1896)
Эта картина, созданная художником в 1850 году и тогда же выставленная в Королевской академии художеств в Лондоне, подверглась обществом резкой критике. Газета «Тайме» назвала ее «возмутительной». Миллес был одним из самых ярких представителей «Братства прерафаэлитов», следовавших традициям реалистической живописи и эмоциональности изображаемых сцен. Художник изобразил Святое семейство в виде бедной английской семьи, собравшейся в плотницкой мастерской Иосифа (второе название картины — «Христос в плотницкой мастерской»). Особое возмущение вызвал образ Девы Марии измученной бедностью и заботами женщиной, представленный Миллесом. Ранее Богородицу было принято изображать привлекательной девой со светлыми волосами. Маленький Христос, помогая отцу, поранил руку о гвоздь, а его двоюродный брат (впоследствии ставший Иоанном Крестителем) несет воду, чтобы промыть рану. Капли крови, упавшие на ногу Христа, и лестница на заднем плане являются предзнаменованием ожидающего его Распятия.
КЛЮЧЕВАЯ ТЕМА
СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО: В эпоху Возрождения появился новый иконографический образ — изображение Девы Марии с Иосифом и младенцем Христом. На более ранних произведениях Иосиф отсутствовал. На единственном сохранившемся до наших дней законченном станковом произведении Микеланджело «Мадонна Дони» изображена семейная сцена, близкая и понятная каждому зрителю. На картине Корреджо «Мадонна с корзиной» (ок. 1524) Иосиф запечатлен на заднем плане за плотницким занятием.