Картина «Начало»

начало В европейской живописи Небеса, где обитает Бог, ангелы и святые, часто изображали в виде огромного синего  купола или райского сада. Небеса от  земли также отделяли воротами, через которые проходит божественный  свет. На фреске в капелле Строцци «Рай» (1357), созданной Нардо ди Чоне и  его братом Андреа ди Чоне  (Орканья), Небеса представлены в виде толпы святых и ангелов.
 В христианской теологии мир ангелов имеет строгую иерархическую структуру, состоящую из трех ликов, в  каждом из которых по три чина. На картине  Боттичини «Успение Девы Марии» (ок. 1474), заказанной Пальмьери,  изображены все девять ангельских чинов. К ангелам первой ступени относятся  серафимы, херувимы и престолы.  Серафимы окружают трон Бога и, как правило, изображаются в красных одеяниях. Херувимы прислуживают Богу  и  одеты в золотые или голубые одежды. Престолы поддерживают трон Бога, через них Бог изрекает суд свой,  поэтому они облачены в судейские мантии.  Вторую ступень занимают ангелы, управляющие звездами и стихиями.  Господства, изображаемые с коронами, скипетрами и державами, наставляют  земных властителей, учат владеть  чувствами, противостоять греху. Силы, представляемые с белыми лилиями и красными розами — цветами,  символизирующими Страсти Христовы, — творят чудеса. Власти — ангелы в образе воинов — укрощают силу  дьявола. Три чина, составляющие низший лик ангельской иерархии, поддерживают связь между Небесами и землей и выполняют Божью волю. Они представлены началами, архангелами (высшие ангелы) — главные из которых Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриель — и ангелами.
Архангел Гавриил в Ветхом и Новом Заветах является благовестником. В Ветхом Завете он истолковывает видение Даниила3. В Новом Завете священник) Захарии Гавриил сообщает весть о рождении Иоанна Крестителя, Деве Марии — о рождении Иисуса Христа. Его часто изображают преподносящим Деве Марии лилии — символ чистоты.
Архангела Михаила — главного архангела, «вождя воинства Господня» — представляют молодым мужчиной с крыльями (обычно в белом одеянии или в доспехах, с копьем и щитом), попирающим дракона, олицетворяющего дьявола. На картине Доменико Беккафуми «Архангел Михаил, изгоняющий восставших ангелов» (ок. 1524) изображены дьявол и его пособники, изгоняемые архангелом Михаилом и превращающиеся в аду в демонов.
Как и другие высшие ангелы, архангел Рафаил изображается крылатым юношей. Его имя означает «исцелил Господь», он является покровителем молодых людей и путешественников и выступает в роли ангела-хранителя. Рафаил сопровождал Товию в его путешествие в Раги Медийские, поэтому их нередко изображают вместе. Товий может держать рыбу, а Рафаил — сосуд с рыбьей желчью, которой впоследствии была исцелена слепота отца Товии -Товита. Таким он представлен Боттичини на картине «Три архангела с Товием» (ок. 1470).
В 1510 году Микеланджело закончил роспись Сикстинской капеллы. Ее плафон украшает центральная фреска «Сотворение Адама » (фрагмент), а также сцены с изображением сотворения мира, грехопадения и Всемирного потопа
Согласно Ветхому Завету, на сотворение мира Богу потребовалось семь дней. Этот сюжет выбрал Микеланджело для росписи центральной части плафона Сикстинской капеллы (Ватикан, Рим), поскольку он позволял изобразить полное драматизма повествование. В отличие от ветхозаветных тем сотворения Адама и Евы и грехопадения этот сюжет не относился к числу часто изображаемых художниками.
У Адама и Евы было двое сыновей. Каин и Авель. Старший сын был земледельцем, младший — скотоводом. Однажды Каин и Авель принесли Богу жертвоприношения. Ягненок Авеля был принят Богом более благосклонно, чем дары Каина. Тогда Каин из зависти убил своего брата. Бог наказал его за это преступление — проклял и подверг изгнанию. Имя Каин стало нарицательным. Итальянский скульптор Лоренцо Гиберти (1378-1455) запечатлел эту сцену на бронзовой двери баптистерия во Флоренции. Тициан посвятил этой теме картину «Каин и Авель» (ок. 1540).
К одним из самых популярных сюжетов из Книги Бытия относятся истории Ноя и Иова. Иов, этот величайший праведник, «был непорочен, справедлив и богобоязнен». Дьявол позавидовал его счастью и подверг тяжким испытаниям, чтобы проверить силу его веры. Английский художник Уильям Блейк создали цикл иллюстраций к Книге Иова (1825).
Потомок Адама и Евы Ной был праведником, за что был спасен Богом от Всемирного потопа, которым покарал всех людей за грехи. Бог велел Ною построить большой ковчег и взять на него членов семьи и по паре животных каждого вида. Когда Ной взошел на ковчег, ему было В0О лет, поэтому его принято изображать стариком с белой бородой. Ной узнал об окончании потопа, когда голубь, выпущенный им, вернулся с оливковой ветвью, символом мира и примирения человечества и Бога. Этот момент запечатлел Джон Эверетт Миллес на картине «Возвращение голубя в ковчег» (1851). Ной принес Богу жертвы, и Бог благословил его и его потомков и заключил с ним Завет. После потопа Ной стал продолжателем рода человеческого. История Ноя не раз находила отражение в искусстве Средних веков и эпохи Возрождения, к примеру, в творчестве Гиберти и Микеланджело. Ян Брейгель Старший в 1613 году написал картину «Вхождение животных в Ноев ковчег».

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *