Картина «Святой Иероним приводит в монастырь льва» Витторе Карпаччо (1460/1465-1525/1526)
Работая над декоративным убранством Скуола-ди-Сан-Джорджо-дельи-Скьявони в Венеции, Карпаччо написал в 1502 году две картины, повествующие о жизни святого Иеронима. На представленной картине изображен хромой лев, забредший в монастырь св. Иеронима. Карпаччо изобразил его с искаженной от боли мордой из-за занозы, попавшей в одну из лап. Увидев льва, монахи в панике разбежались, а св. Иероним встретил зверя, исцелил его и приютил в монастыре, чтобы использовать для работы. В тихой монастырской обители также прижились спокойные, миролюбивые фазан и олень. Люди в тюрбанах, возможно, являются аллюзией на войны, которые Венеция вела с Оттоманской Турцией. Автор намекает, что любое дикое животное, даже лев, может быть приручено, а турок можно обратить в христианство.
КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА
СВЯТОЙ ИЕРОНИМ: Иероним Стридонский — один из четырех Учителей Церкви, наравне с Амвросием Медиоланским, Аврелием Августином Блаженным и Григорием Великим. В XV веке св. Иеронима изображали в образе старого отшельника, молящегося возле распятия, в кардинальском головном уборе, со львом поблизости или бьющим себя в грудь камнем, каким он изображен Козимо Тура на картине «Святой Иероним» (1447).