Картина «Алтарь святого Марка» Сандро Боттичелли (1444/45-1510)
Около 1480 года флорентийская Гильдия ювелиров заказала Боттичелли алтарь для капеллы Сан-Марко, посвященный ее покровителю святому Элигию. Святой, облаченный в одежду епископа, держащий посох, стоит справа, рядом с другими святыми. Он смотрит прямо перед собой, а его правая рука поднята в благословляющем жесте. Слева изображен святой Иоанн Богослов, который указывает на сцену вверху. В его руке — книга с пустыми страницами, намекающая на его пророчество о женщине, коронованной звездами (Откровение Иоанна Богослова 12:1), олицетворяющее Коронование Девы Марии.
За святыми стоят два Отца Церкви: св. Августин, также облаченный в епископское одеяние, пишущий книгу, и с изумлением смотрящий на небеса св. Иероним, в одеянии кардинала, с красной шляпой на голове. Окруженная херувимами, серафимами и танцующими ангелами с розами Дева Мария преклонила колени перед Богом Отцом, который коронует ее. Голова Бога Отца увенчана трехъярусной папской митрой. Золотые лучи, струящиеся с неба, напоминают о заказчике этого произведения — Гильдии ювелиров.
КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА
СВЯТОЙ ЭЛИГИЙ: (ок. 588-660 н. э.) — покровитель ювелиров — после обучения ремеслу на монетном дворе в Лиможе, стал искусным гравером. Он основал монастырь в Солиньяке и обитель в Париже. В 641 году св. Элигий был избран епископом городов Нуайон и Турне. Его атрибутами являются наковальня и щипцы, которыми он, по легенде, схватил за нос Дьявола, пришедшего к нему в мастерскую в образе молодой женщины. В скульптурной группе, созданной Нанни ди Банко ок. 1411 года и установленной во внешней нише Орсанмикеле во Флоренции, св. Элигий представлен в образе епископа. Рельеф под скульптурой повествует о том, как он отпилил ноги лошади, с тем, чтобы их подковать, а затем чудесным образом вернул их на место.