Картина «Святая Екатерина Сиенская просит Христа вступиться за сестру Пальмерину» Джироламо ди Беивенуто (1470-1542)
Джироламо ди Бенвенуто преимущественно работал в Сиене и ее окрестностях. Он многократно изображал на своих произведениях святую покровительницу города Екатерину. На этой небольшой картине запечатлен эпизод изгнания ею демонов из умирающей монахини Пальмерины. Несмотря на недоброжелательность со стороны Пальмерины, Екатерина молилась за нее, когда та находилась на смертном одре, чтобы получить для нее прощение.
Изображение разделено на две части. Справа изображен Христос в окружении херувимов, явившийся Екатерине в момент молитвы и предупредивший ее, что Пальмерина не заслуживает прощения. За св. Екатериной изображен Дьявол с длинным списком грехов Пальмерины. Считалось, что Дьявол приходит к умирающим грешникам, чтобы похитить их души. Екатерина попросила Христа дождаться искреннего раскаяния Пальмерины, чтобы помешать Дьяволу завладеть ее душой. На изображении слева представлена св. Екатерина, стоящая у постели умирающей Пальмерины, и присутствующий при ее кончине монах. Пальмерина умерла раскаявшейся и помирившейся со св. Екатериной.
КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА
СВЯТАЯ ЕКАТЕРИНА СИЕНСКАЯ: Екатерина (ок. 1347-1380) воспротивилась желанию семьи выдать ее замуж и вступила в доминиканский орден, чтобы помогать нищим и больным. Св. Екатерина не раз переживала религиозные откровения: в одном из них она, как и Екатерина Александрийская, мистически обручилась с Христом, в другом — Христос предложил ей на выбор золотой или терновый венец, и она выбрала последний. На ее теле, как и у Франциска Ассизского, выступили стигматы, но они не кровоточили, Екатерина лишь испытывала боль на месте незримых ран. Всю свою жизнь она придерживалась чрезвычайно аскетического образа жизни, а ее деятельность была направлена на реформирование церкви. Она поспособствовала возвращению римских пап из Авиньона в Рим и содействовала укреплению их власти. Ныне Екатерина является святой покровительницей Италии и города
Сиены, где ее окружают особым почитанием. Доменико Беккафуми на створке алтаря изобразил св. Екатерину со стигматами в белом одеянии, подчеркивающем ее святость, со стоящими по обе стороны от нее св. Бенедиктом и св. Иеронимом. На других изображениях она появляется в традиционном для ее ордена черно-белом облачении, иногда с выступившими стигматами. Она может держать лилию или розарий (четки), являющиеся ее атрибутами.