Картина «Аллегория регентства Анны Австрийской» Лоран де ла Гир (1606-1656)
Женщина, являющаяся персонификацей Франции, изображена сидящей в центре большой композиции. Облаченная в драпировки, она держит пальмовую ветвь, символизирующую победу, и глобус с изображением геральдических лилий (флёр-де-лис — с XII века эмблема французских королей). Ее коронует лавровым венком стоящая женщина, олицетворяющая Победу или Стойкость, о чем свидетельствует колонна за ее спиной. Над ними парит трубящая Слава, а стоящий справа мальчик бросает оружие войны в огонь, что является знаком мира. На заднем плане изображен классический храм. Вместе с грубой, рогом изобилия и плодом, лежащими у ног Франции, он символизирует блага и радости мирного времени.
Эту картину де ла Гир написал в 1648 году. Ее не случайно считают аллегорией регентства Анны Австрийской. Ее сыну, будущему королю Людовику XIV, было всего пять лет, когда умер его отец, и Анна регентствовала с 1643 по 1661 год. Эту картину иногда путают с картиной «Вестфальский мир», написанной художником в год окончания Тридцатилетней войны.
КЛЮЧЕВАЯ ТЕМА
ЛАВР: В классической мифологии лавр стал священным деревом Аполлона после того, как смертная Дафна превратилась в лавр. Эта метаморфоза спасла ее от сладострастного Аполлона, который стал преследовать ее после того, как его поразил стрелой любви Купидон (Эрот)1. В живописи Дафну изображали ускользающей от Аполлона в момент, когда ее руки превращаются в ветви. Лавровым венком короновали героев и победителей, а также поэтов — к этой традиции восходит слово «лауреат». Выдающиеся древнеримские полководцы часто изображались с лавровыми венками на голове. Овидий. Метаморфозы. 1:452-567.