Картина «Лето» Джузеппе Арчимбольдо (1527-1593)
Миланский художник Джузеппе Арчимбольдо был придворным портретистом Габсбургов в Праге, а также организатором пиров и празднеств. Он был известен как автор картин в стиле «каприччо» — причудливых импровизаций, которые пользовались большим успехом. Издалека они выглядят как портреты, но при ближайшем рассмотрении видно, что это натюрморты из искусно скомпонованных фруктов, овощей, веток и колосьев. Образ «Воды» Арчимбольдо составил из рыб, ракообразных, осьминогов и жемчужин, «Повара» — из кухонной утвари, а «Лето» (1573) представил в виде созревших плодов. В его работах усматривают предвосхищение сюрреализма, не случайно Сальвадор Дали черпал в них вдохновение.
КЛЮЧЕВАЯ ТЕМА
НАТЮРМОРТ: В XVII веке в Голландии и Фландрии возник новый самостоятельный жанр живописи — натюрморт (nature morte — «мертвая природа»), — представляющий собой изображение неодушевленных предметов. Однако история натюрморта ведет свое начало от античности. По легенде, знаменитый древнегреческий живописец Зевксис столь реалистично нарисовал гроздь винограда, что птицы пытались его склевать. Натюрморты были особенно популярны в Голландии, где было принято радоваться каждому моменту жизни. Предметы, изображенные «малыми голландцами» на натюрмортах, часто представляли собой аллегорию, а картины имели символический смысл. Помимо цветочных и предметных натюрмортов, получили развитие натюрморты в стиле «суета сует» (vanitas), требующие от зрителя знания библейских и религиозных сюжетов, а также натюрморты-обманки.