Картина «Герника» Пабло Пикассо (1881-1973)
Это огромное полотно было написано Пикассо в 1937 году по заказу правительства Испанской Республики вскоре после бомбардировки гёрники нацистами. «Герника» была создана художником в невероятно короткие сроки. Черно-белая гамма и техника, близкая к коллажу, напоминает газетную фотохронику с места событий. Слева мы видим безутешную мать, оплакивающую своего погибшего ребенка. Торжествующий бык стоит на павшем воине со сломанным мечом. В центре композиции изображена агонизирующая лошадь, справа — фигуры, выбегающие из горящего здания, из окна которого падает женщина. Другая женщина выглядывает из окна, в ее руке — лампа. Другой источник света — электрическая лампочка, изображенная в центре большого глаза вверху композиции. Картина Пикассо, ставшая антивоенным манифестом, глубоко символична. Бык олицетворяет жестокость, в то время как лошадь — страдания невинных людей. Сломанный меч, птица (возможно, голубь), череп, вырисовывающийся из головы лошади, мертвый воин символизируют смерть. Лампа и пробивающийся цветок, возможно, знак надежды.
КЛЮЧЕВАЯ ТЕМА
ВОИНА: В мировом изобразительном искусстве немало произведений, рассказывающих о бессмысленности и ужасах войны. На гравюре Дюрера «Рыцарь, Смерть и Дьявол» (1513) представлен рыцарь в доспехах, верхом на лошади, не обращающий внимание на Дьявола и Смерть в образе всадника, держащего песочные часы — символ скоротечности жизни. Рубенс картиной «Аллегория войны и мира» (1630) выступил против военного конфликта в Европе, а на полотне «Последствия войны» (1638) создал аллегорический образ Войны и Несчастья, растаптывающих все на своем пути, в том числе и искусства. С другой стороны, войну представляли и как освобождение, как это сделал Делакруа на картине «Свобода, ведущая народ» (1830), созданной после революции, положившей конец монархии Бурбонов.