Картина «Триумф Добродетели (Паллада, изгоняющая Пороки из сада Добродетели)» Андреа Мантенья (ок. 1431-1506)
Мантенъя написал этот холст (ок. 1499-1502) для герцогини Мантуанской, изобразив ее в образе Минервы (Афины Паллады). Минерва появляется слева, преследуя Венеру, окруженную амурами, и Пороки, представленные на переднем плане. В небе на облаке парят три добродетели из четырех перечисленных Платоном: Умеренность, Мужество и Справедливость. Слева изображено дерево оливы — атрибут Минервы — в виде женской фигуры. Слева — фигуры Неблагодарности и Алчности (впереди), несущие тучную Невежественность. За ними следуют сатир и кентавр, на спине которого стоит обнаженная женщина — возможно, символ плотской любви. Обезьяна олицетворяет Ненависть, Злобу и Обман, в то время как Лень тянет Праздность за веревку. Женщины в синем и зеленом платьях, изображенные в центре композиции, — вероятно, сопровождающие Палладу богиня Диана и Целомудрие.
КЛЮЧЕВАЯ ТЕМА:
БИТВА ДОБРОДЕТЕЛЕЙ С ПОРОКАМИ: В искусстве была популярна тема противостояния добродетелей и пороков, веры в Христа и идолопоклонничества, смирения и гордыни, целомудрия и вожделения. Пороки и добродетели было принято изображать в нишах напротив друг друга — этот прием использовал Джотто в капелле Скровеньи. В эпоху Возрождения художники стали изображать выступление Минервы, Аполлона, Дианы и Меркурия, олицетворяющих Добродетели, против Пороков и Венеры с амурами, ассоциирующихся с плотскими удовольствиями. Этот сюжет изображен Перуджино на картине «Битва любви и целомудрия» (1505).