Что означала фигура женщины в картинах?
На протяжении многих веков такие понятия и образы, как Истина, Время, Война, Слава, Континенты, было принято изображать в образе людей разных возрастов с соответствующими атрибутами. Время представляли старцем с песочными часами или косой. На картине Помпео Батони «Время» (1746) изображен крылатый старик (Время), приказывающий старухе (Старость) разрушить красоту молодой девушки. Идею быстротечности времени передавали с помощью увядающих предметов или исчезающих субстанций, например цветов, дыма или мыльных пузырей, а также через объекты, ассоциирующиеся со смертью. Микеланджело представил Время в виде скульптурных фигур Рассвета и Заката, Ночи и Дня (ок. 1530).
Истина — дочь Времени. Ее изображали стоящей обнаженной женщиной с солнечными лучами, солнцем или книгой в руке. Она может стоять на глобусе, что символизирует ее превосходство надо всем. Такой Истина была представлена Бернини (1646). Атрибутом Мира — еще одной женской персонификации — являются ветвь оливы и голубь, рог изобилия, колосья, цветы.
Женская фигура, олицетворяющая мир, может быть окружена плодами земли. Ее представляли на картинах с изображением победы в войне. Изобилие, отражающее процветание и благоденствие, представляли в виде женской фигуры с рогом изобилия, полным фруктов и драгоценных камней. Она может быть окружена детьми или прирученными дикими животными. Мирный договор между народами также изображали в образе женщины с рогом изобилия или пшеницей.
Крылатая женщина чаще всего является персонификацией Славы, которая уносит на своих крыльях погибших героев. В эпоху Ренессанса у Славы появился атрибут — труба, которой она прославляет отличившихся отвагой и героизмом воинов. Бернардо Строцци на картине «Слава» изобразил женщину с двумя трубами -позолоченной и простой, — представив две стороны славы — добрую и дурную. Обман также изображали в образе женщины, а глупость, как правило, в образе юноши.