Русские народные загадки
Загадка — самый значительный жанр в русском фольклоре. «Загадать» — значит замыслить, задумать, предложить неизвестное для отгадки. Сам народ определил загадку, как «Без лица в личине».
Интересно, что загадки не исчезли из русского лексикона по сей день. Два с половиной века их собирают и изучают фольклористы, но научной работы, обобщающей весь исследовательский опыт в рамках темы, так и не написано.
Русская народная загадка несет в себе большой житейский опыт и педагогическое наследие. Русский язык богат традициями устного творчества. Любовь к родному языку связана с увлеченностью фольклорным жанром, в т.ч. загадками.
Первые упоминания термина «загадка» появляется в древнерусской литературе. Кстати, в середине 17 века загадка уже существовала как отдельный жанр, имела обрядовое значение и осуждалась наряду с песнями, играми, плясками: «…И загадки загадывают, и празднословием… души свои губят» («Память», автор Верхотурский воевода Рафа Всеволжский, 1649 год).
Следы попыток собрать загадки воедино видны в сборниках, которые называют вопросно-ответной литературой. Например, в сборнике «Беседа трех святителей» в форме загадок и разгадок давалось объяснение различным явлениям, случаям, предметам. Ученых заинтересовали и другие сборники по данной тематике: «Пчела» — византийский сборник наставлений, изречений, притч на общественно-моральные темы; «Азбуковник» — анонимный сборник рукописей, напоминающий современный энциклопедический словарь; «Цветник».
Интересно, что «Прописи» и «Азбуки» 17-18 веков обучали через загадку. Судите сами:
1. Четыре восточных и высокопарных орла снесли одно яйцо. Ответ: Матвей, Марк, Лука и Иоанн.
2. Что небесная высота, и земная широта, и морская глубина? Ответ: Отец, Сын и Дух Святой.
3. Что в жизни труднее всего? Аристотель ответил: «Молчать, если можно говорить»
Древнерусские сборники загадок представляли собой «учительные» произведения, в которых «замысловатые вопросы переходили в загадки». Сведения о загадках обнаруживаются в иных фольклорных жанрах – в песнях, в сказках, в пословицах. Интересно, что иногда загадки являются переходными к пословице – и принадлежат и к загадкам, и к поговоркам.
Бочка стонет, бояре пьют. Это и поговорка, и загадка. Ответ: свинья с поросятами.
Первый сборник авторских загадок издал В.А.Левшин. Он назывался «Загадки, служащие для невинного разделения праздного времени» (1773). Но это был не фольклор. Здесь наблюдалась свободная импровизация в манере от романистов Западной Европы до стиля народного творчества. С этого момента сборники загадок становятся популярными изданиями.
Тексты таких загадок были далеки от народных высказываний, но их положительное влияние на читателей проявлялось в полной мере. Начали устанавливаться взаимообогощающие отношения между литературным и фольклорным жанрами.
Вот так, к примеру, звучала загадка о рогах – (смысл – переносный):
«Носить нас легко возможно, нас не примечая, а когда будем видны, то сила наша уменьшается… Видимы мы в мыслях, а не в самом деле.»
Специально исследовать загадки начали с 30-х годов в 19-м веке и продолжают до сих пор. Даже существует научный подход к публикациям загадок. Раньше их тесно связывали с пословицами, обрядами и обычаями. Сегодня загадки выделены в отдельный жанр. Их собирают и публикуют в привязке к региону, где они употреблялись; либо загадки собирают в сводные сборники.
Русские народные загадки сегодня отгадать сложно. Потому что они привязаны к тематике быта, который сегодня канул в историю. Но есть и такие, которые сохранили актуальность до наших дней. К сожалению, век компьютерных технологий, страшилок и комиксов постепенно лишает нас возможности узнавать и любить родной язык. Давайте постараемся оградить наших детей от духовного оскудения. Научите детей отгадывать загадки, делайте это вместе с ними. Передайте им с этим умением мудрость русского наследия.