Короткая биография — ЛАОЦЗЫ
Лао-Цзы (Лаоцзы, Старенькый Малыш, Мудрейший Старец) – знаменитый древнекитайский философ-мыслитель, живший в VI-V вв. до н. э. Его считают создателем «Дао Дэ Цзин» («Книга о Пути и благой силе») — традиционного даосского философского трактата, основателем религиозно-философского направления «даосизм», хотя в историчности этого человека у многих представителей современной науки есть огромные сомнения.
Лао-Цзы являлся персонажем знаменитым и стал объектом обожествления уже на ранешном шаге существования даосизма. Существует легенда, согласно которой философ, проведя в материнской утробе несколько 10-ов лет, увидел этот мир старцем (конкретно с этим связан вероятный перевод имени как «Старый Ребенок»). Мифологизированное жизнеописание в совокупы с отсутствием достоверных исторических сведений дают богатую почву для догадок по поводу биографии Лао-Цзы. К примеру, есть версии, согласно которым этот знаменитый персонаж – не кто другой, как величавый Конфуций. Есть легенда, сообщающая о приходе Лао-цзы на китайскую землю из Индии, при этом Мастер явился жителям Поднебесной как будто поновой рожденным, без прошедшего.
Более известное и распространенное жизнеописание Лао-Цзы всходит к трудам известного историки Сыма Цяня, жившего около 145-186 до н. э. В его «Исторических записках» есть глава под заглавием «Жизнеописание Лао-цзы Хань Фэй-цзы». Местом его рождения именуется королевство Чу (Южный Китай), уезд Ку, деревня Цюйжэнь, где он появился на свет в 604 г. до н. э. Значимую часть жизни Лао-Цзы занимал в Чжоу должность хранителя правительского архива и библиотеки страны. В 517 г. до н. э. свершилась его встреча с Конфуцием, произведшая на второго очень сильное воспоминание, тем паче что Лао-Цзы был больше чем на полста лет его старше.
Будучи стариком, разочаровавшись в окружающем его мире, он выдвинулся в западном направлении, чтоб покинуть страну. Когда философ приблизился к пограничной заставе в области Ханьгу, его приостановил Инь Си, «страж заставы» и обратился к нему с просьбой рассказать ему об учении. Так появился текст в 5 тыщ слов — книжка «Дао дэ цзин», которую Лао-Цзы написал или продиктовал и которая стала считаться каноническим текстом даосизма. Покинув Китай, философ отправился Индию, проповедовал там, и почти во всем благодаря его учению появился буддизм. О его погибели и ее обстоятельствах ничего непонятно.
В центре философии Лао-Цзы – понятие «дао», начало, которое нереально узнать и выразить словами, представляющее собой единство бытия и небытия. Употребляя метафору, его ассоциируют с водой: она мягка, производит воспоминание покладистой, но ее сила в реальности неодолима. Диктуемый дао метод существования, образ действий – это недеяние, подразумевающее отказ от борьбы, непротивление, поиск гармонии. Лао-Цзы предписывал мудрейшим правителям не вести войны и не жить в роскоши, а прививать своим народам рвение жить просто, чисто и естественно, по тем обычаям, которые существовали до насаждения человеку цивилизации с ее моралью и культурой. Нескончаемому Дао уподобляются те, кто хранит покой в собственном сердечко, делая его бесстрастным. Данный нюанс древнекитайской концепции лег в базу соответствующих для более поздних шагов существования даосизма поисков путей обретения физического бессмертия.
Краткость, афористичность «Дао Дэ Цзин» делают благодатную почву для многосторонних трактовок; книжка переведена на огромное количество языков, в том числе европейских.