Короткая биография — НОВИКОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1744-1818)
Николай Иванович Новиков — российский журналист, издатель, просветитель, философ — родился 8 мая (27 апреля по ст. ст.) 1744 г. в Столичной губернии, родовом имении Тихвинское-Авдотьино, находившемся недалеко от с. Бронницы, в семье дворянина средней руки. В детские годы он проходил обучение у местного дьяка, в протяжении 1755-1760 гг. получал образование в Столичной институтской дворянской гимназии при институте, но его оттуда исключили за отсутствия рвения к учебе.
Поступив на службу в Измайловский полк сначала 1762 г., Новиков скоро становится унтер-офицером. Уже тогда проявились наклонности к книгоизданию и увлечение словесностью: Новиков опубликовал две переведенные с французского повести и сонет.
В 1767 г. юного человека избирают в комиссию депутатов, которые должны были составить проект правительского «Нового Уложения». Пропустив через свои руки сотку документов, он заполучил много знаний о российских реалиях, что значительно воздействовало на формирование его взглядов как просветителя.
Уйдя в отставку, в 1769 г. Новиков приступает к выпуску сатирического журнальчика «Трутень», публикуя обличительные материалы и вступая в полемику с журнальчиком «Всякая всячина», который издавала сама Екатерина II. В конечном итоге он обязан был в апреле 1770 г. закрыть «Трутень». Но уже в 1772 г. под его началом выходит сатирический журнальчик «Живописец», который удостоился звания наилучшего повторяющегося издания XVIII ст.
Еще одним принципиальным направлением деятельности Новикова было отстаивание государственных основ культуры, противоборство слепому поклонению дворян перед всем зарубежным. Потому наряду с журнальчиками он выпускал исторические издания. Так, в 1772 г. выходит его «Опыт исторического словаря о русских писателях», в протяжении 1773-1775 гг. – 10-томный свод исторических документов «Древняя русская Вивлиофика». В протяжении 1777 г. Новиков издает 22 номера еженедельника «Санкт-Петербургские ученые ведомости», которые числятся первым русским журнальчиком критичной библиографии. После его закрытия в сентябре 1777 г. Новиков приступает к изданию первого в стране философского журнальчика «Утренний свет». Издание было благотворительным, прибыль с него шла на создание и содержание начальных народных училищ в Санкт-Петербурге.
В 1779 г. в биографии Новикова начинается новый шаг, связанный с его переездом в Москву. Тут куратор Столичного института Херасков предложил ему арендовать типографию (помогло этому то событие, что оба они были членами масонского ордена). При Новикове типография приметно возросла, за три неполных года в ней было написано изданий больше, чем за все 24 года существования. Николай Иванович публиковал журнальчики и книжки, учебники, труды Руссо, Лессинга и других создателей в переводе. За счет прибыли в Москве им были открыты читальня, две школы, аптека, он оказывал огромную помощь беднейшим городским жителям и крестьянам.
В самом расцвете издательской деятельности Новикову пришлось ее оборвать. Тучи над ним начали сгущаться еще в 1784 г., когда ему предъявили претензии за перепечатку ряда учебников, которую он предпринял по приказу Столичного главнокомандующего для пополнения резерва дешевый учебной литературы. В 1785 г. издания Новикова были включены в опись, их рассматривал на предмет благонадежности архиепископ.
Назначенный главнокомандующим Москвы в 1790 г. князь Прозоровский написал на Новикова много доносов, по его же приказу издателя арестовали. Следствие еще не было закончено, когда 10 мая 1792 г. Екатерина II издала указ выслать Н.И. Новикова в Шлиссельбургскую крепость, а в августе ею был подписан указ о его заключении там на 15 лет. Обвинения, предъявленные Новикову, с этим же фуррором могли бы быть предъявлены очень многим, потому по сути, вероятнее всего, он пострадал за очень ретивую и самостоятельную общественную деятельность.
Николаю Ивановичу довелось провести в крепости 4,5 года, претерпевая большие лишения. В 1-ый же денек восшествия на престол правитель Павел I отдал Новикову волю с условием, что он не будет заниматься прежней деятельностью. Пару лет заточения превратили энергичного мужчину в морально и на физическом уровне сломленного. Перестав заниматься какой-нибудь публичной деятельностью, он до 12 августа (31 июля по ст. ст.) 1818 г., т.е. до самой погибели, жил в собственном поместье.