Короткая биография — АБЕЛЯР ПЬЕР (1079-1142)
В 1079 г. в семье бретонского феодала, жившей недалеко от Нанта, родился мальчишка, которого ждала судьба 1-го из известнейших философов Средневековья, богослова, возмутителя разумов, поэта. Юный Пьер, отказавшись от всех прав в пользу братьев, подался в ваганты, кочевые школяры, слушал в Париже лекции узнаваемых философов Росцелина и Гильома де Шампо. Абеляр оказался учеником профессиональным и дерзким: в 1102 г. в Мелюне, недалеко от столицы, он открыл свою школу, откуда начался его путь к славе известного философа.
Приблизительно в 1108 г., оправившись после тяжеленной заболевания, спровоцированной очень насыщенной деятельностью, Пьер Абеляр приехал покорять Париж, но основаться навечно там не вышло. Из-за интриг бывшего наставника Гильома де Шампо он обязан был опять преподавать в Мелене, был по семейным происшествиям на родине в Бретани, получал богословское образование в Лане. Но в 1113 г. узнаваемый магистр «свободных искусств» уже читал лекции по философии в Парижской кафедральной школе, откуда в свое время его выгнали за инакомыслие.
Год 1118-ый нарушил спокойное течение его жизни и стал в биографии Пьера Абеляра переломным. Маленькая, но колоритная любовная связь с 17-летней ученицей Элоизой имела развязку воистину драматическую: обесчещенная подопечная была отдана в монастырь, а любвеобильного учителя месть ее опекуна превратила в изувеченного скопца. Приходил в себя Абеляр уже в монастыре Сен-Дени, тоже стриженным в монахи. Через какое-то время он опять стал читать лекции по философии и богословию, как и раньше привлекавшие большущее внимание не только лишь экзальтированных учеников, да и влиятельных неприятелей, которых у вольнодумца-философа всегда было много. Их стараниями в 1121 г. в Суассоне был созван церковный Собор, обязавший Абеляра предать огню собственный еретический богословский трактат. Это произвело на философа тяжелейшее воспоминание, но не принудило его отречься от взглядов.
В 1126 г. его назначили аббатом бретонского монастыря св. Гильдазия, но из-за не сложившихся с монахами отношений миссия оказалась недолгой. Конкретно в те годы была написана автобиографическая «История моих бедствий», получившая достаточно широкий резонанс. Были написаны и другие труды, также не оставшиеся без внимания. В 1140 г. был созван Сансский Собор, обратившийся к Отцу Иннокентию II с просьбой запретить Абеляру преподавание, сочинение трудов, убить его трактаты, сердито наказать последователей. Вердикт главы Церковной Церкви оказался положительным. Дух бунтаря был подломлен, хотя потом посредничество аббата монастыря в Клюни, где Абеляр провел последние годы жизни, посодействовало достигнуть более благорасположенного дела Иннокентия II. 21 апреля 1142 г. философ скончался, и останки его был предан земле Элоизой, абатессой монастыря. Их история любви закончилась захоронением в одном месте. С 1817 г. останки пары покоятся на кладбище Пер-Лашез.
Труды Пьера Абеляра: «Диалектика», «Введение в теологию», «Познай самого себя», «Да и Нет», «Диалог меж Философом, Иудеем и Христианином», учебник логики для начинающих — поставили его в ряды огромнейших средневековых мыслителей. Ему принадлежит награда развития учения, которое позже получило заглавие «концептуализм». Церковных ортодоксов он ополчил против себя не столько полемикой по разным богословским постулатам, сколько рационалистическим подходом к вопросам веры («понимаю, чтоб верить» в противовес официально признанному «верю, чтоб понимать»). Переписку Абеляра и Элоизы и «Историю моих бедствий» относят к одним из ярких литературных произведений эры Средневековья.