Короткая биография — ЦЕЦИЛИЙ СТАЦИЙ
Стаций Цецилий, римский комедиограф, поэт; стал первым римским стихотворцем, родословная которого была связана с Галлией. Считается, что создатель комедий родился на севере Италии, в итоге военных действий оказался у римлян в плену и стал рабом. В 222 г. до н. э. оказался в Риме. Потом он получил свободу, после этого и стал Цецилием, взяв имя патрона. Данные о других принципиальных событиях его биографии не сохранились.
Цецилий, равно как Плавт и Теренций, занимался адаптацией греческих пьес для постановки на римских подмостках. Его возлюбленным создателем посреди эллинов был Менандр. Считается, что Цецилий был создателем только комедий, при этом конкурентность с Плавтом давалась ему ценой больших усилий. Теренций гласил, что Цецилий должен популярностью Амбивию Турпиону – человеку, ставившему по его произведениям пьесы и исполнявшему роли основных персонажей. До наших времен дошли только отдельные куски — порядка 300 стихов из комедий, также наименования 42 пьес, а именно, «Боец», «Подкидыш», «Ростовщик», «Опекуны», «Интендант» и др.
Эти наименования звучат на латыни, на греческом; есть и смешанные латино-греческие варианты. Наверное можно гласить о том, что подобные разновидности отражают процесс развития римской комедии, основой которой являются произведения греческого авторства. Пьесы, сочиненные на ранешном шаге, имеют латинские наименования, т.к. в основном отражают местный италийский народный фарс. По мере того как создатели стали в основном эллинизировать свои произведении, переходный шаг отыскал отражение в смешанных заглавиях. И, в конце концов, чисто греческие наименования свидетельствуют о окончании процесса преобразования комедий.
Принято считать, что творческое наследство Цецилия является типичным «мостом» меж творчеством Плавта и Теренция. Сопоставление с греческими оригиналами позволяет сделать вывод, что комедиограф обращался с ними в процессе адаптации довольно свободно. Так, под его пером изменялся нрав пьес и их настрой. В его выполнении комедии были поближе к фарсу, в основном содержали остроты. В то же время содержание, морализаторство, гуманистическая направленность напоминали таковые у Менандра и Теренция. С последним, также с Плавтом его роднит внедрение для описания героев смышленого, живого, «сочного», смелого языка. Понятно, что о таланте Цецилия древние критики были очень прельщающего представления, хотя звучали в его адресок и упреки (а именно, Цицерон предъявлял претензии к языку комедий), а Волкаций Седигит вообщем отдавал ему пальму первенства посреди всех комедиографов-соотечественников.