Короткая биография — ЧААДАЕВ ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ (1794-1856)

Петр Яковлевич Чаадаев – российский философ, мыслитель, публицист. В его главном произведении – «Философических письмах» — содержалась настолько резкая критика современной ему Рф, что власти официально объявили его безумным. Он родился в Москве 7 июня (27 мая по ст. ст.) 1794 г., стал продолжателем рода в богатом древнем дворянском семействе, рано стал сиротой и воспитывался с братом у тети — княжны А. Щербатовой.
В их доме Петр получил хорошее домашнее образование, которое продолжил в Столичном институте (1807-1811). В этом учебном заведении его ждало знакомство с будущими декабристами И. Якушкиным и Н. Тургеневым. В мае 1812 г. Чаадаев и его брат поступают в Семеновский полк в качестве лейб-прапорщиков, в 1813 г. его переводят в Ахтырский гусарский полк. Чаадаев был участником Российскей войны 1812 г. и Бородинского схватки а именно, стал кавалером ордена св. Анны и прусского Кульмского креста; участвовал в зарубежных военных походах 1813-1814 гг., сражался в боях под Лейпцигом, Парижем и др.
В 1816 г. корнета Чаадаева переводят в гусарский лейб-гвардейский полк, дислоцирующийся в Королевском Селе. Тут, в доме Карамзина, состоялось его знакомство с А.С. Пушкиным. Чаадаев произвел тогда на него большущее воспоминание. Не считая того, в 1816 г. Чаадаев стал членом масонской ложи, познакомился с А. Грибоедовым, С. Волконским, П. Пестелем, М. Муравьевым-Апостолом.
В 1817 г. Петра Чаадаева назначают адъютантом генерала Васильчикова. В конце 1820 г. он послал Чаадаева к царю с докладом о взбунтовавшемся батальоне лейб-гвардии Семеновского полка, в каком тому доводилось служить ранее. Спустя полтора месяца после этой миссии Чаадаев подал прошение об отставке, и в феврале 1821 г. оно было удовлетворено. Предпосылки этого поступка остаются не до конца проясненными, но, вроде бы там ни было, он произвел большой резонанс, породило огромное количество версий, тем паче что Чаадаев в обществе был личностью известной. Кроме остального, он славился образованностью, потрясающими манерами, особо трепетным отношением к собственной одежке. Все ждали от него блестящей карьеры, дружбу с ним почитали за честь.
В 1819 г. П. Чаадаев становится членом декабристского «Союза благоденствия», в 1821 г. — Северного общества декабристов. Это членство чуть не сыграло роковую роль в его биографии, но инициативного роли в работе обществ он никогда не воспринимал и относился к ней с значительной толикой скепсиса. С 1823 по 1826 гг. путешествовал по материку, посетил Англию, Францию, Германию; поездка была связана в том числе с желанием поправить ухудшившееся здоровье. В мае 1822 г. Чаадаев произвел раздел имущества, т.к. ворачиваться на родину не собирался. Но в 1826 г. все таки сделал это и фактически сразу был арестован. Его винили в причастности к декабристскому движению, но обосновать ее не удалось, Чаадаев категорически все опровергал и спустя 40 дней был выпущен на свободу. Позже о декабристском восстании он будет откликаться нелестно, видя в этом шаге отбрасывание общества на полстолетия вспять.
По возвращении на родину Петр Яковлевич пребывал в Москве, также в подмосковном селе, в имении тети. В этот период он не много разговаривает, много читает, ведет уединенный стиль жизни. В протяжении 1829-1831 гг. пишет на французском языке главную работу в собственной жизни — «Письма о философии и истории», получившую огромную известность как «Философические письма». Они были представлены публике уже весной 1830 г., а в конце весны либо начале лета 1831 г. Чаадаев оборвал свое уединение и возобновил выходы в свет.
В 1836 г. в журнальчике «Телескоп» было размещено 1-ое письмо, следствием чего стала ссылка редактора и увольнение цензора. Самого же Чаадаева официально объявили сумасшедшим и в качестве наказания применили домашний арест, снятый исключительно в 1837 г. с условием, что тот больше не напишет ни строки. Написанная в этот период «Апология сумасшедшего» была размещена только посмертно. Остаток жизни Чаадаев провел в Москве, интенсивно участвовал в публичной жизни. В период после Крымской войны у него появлялись мысли о самоубийстве, т.к. будущее Рф виделось ему в самом сумрачном свете. Скончался же он 26 апреля (14 апреля по ст. ст.) 1856 г. в Москве от пневмонии и был похоронен тут же, на Донском кладбище.
Творчество Чаадаева, его идеи были так разноплановы, что по отношению к нему применялись самые разные определения — консерватора, религиозного мыслителя, магия, воинствующего западника и т.п. Вроде бы там ни было, роль его мыслях в формировании русской публичной мысли очень значительна. Миропонимание многих мыслителей, а именно, В. Белинского, Герцена, М. Бакунина, формировалось не без воздействия Чаадаева.

Читать афоризмы и высказывания Чаадаев П.Я.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.