Короткая биография — ЭЗОП
Эзоп – полумифический древнегреческий баснописец, живший в VI веке до н. э. Его считают основателем жанра басни; по его имени названа аллегорическая манера выражения мыслей, которой пользуются до наших дней, — эзопов язык.
Сейчас доподлинно непонятно, существовал по сути таковой создатель басен либо же они принадлежали различным лицам, а образ Эзопа — собирательный. Сведения о его биографии носят часто противоречивый и исторически не подтвержденный нрав. В первый раз об Эзопе упоминает Геродот. По его версии, Эзоп служил рабом, а его государем был некто Иадмон с острова Самос, который позже даровал ему свободу. Жил он, когда правил египетский правитель Амасис, т.е. в 570-526 гг. до н. э. Его уничтожили дельфийцы, за что потомки Иадмона получили потом выкуп.
Родиной Эзопа предание именует Фригию (Малая Азия). Согласно неким данным, Эзоп состоял при дворе царя Лидии Креза. Через столетия Гераклид Понтийский припишет Эзопу происхождение из Фракии, а в качестве его первого владельца назовет некоторого Ксанфа. В то же время эта информация является своими умозаключениями создателя, изготовленными на базе данных Геродота. В «Осах» Аристофана можно отыскать сведения об обстоятельствах его погибели, т.е. о неверном обвинении в воровстве имущества из храма в Дельфах и о типо рассказанной Эзопом перед гибелью басне «О жуке и орле». Еще через столетие выражения персонажей в комедии будет восприниматься в качестве исторического факта. В конце IV в. комик Алексид, чьему перу принадлежала комедия «Эзоп», гласит о его причастности к 7 мудрецам, отношениях с царем Крезом. У Лисиппа, жившего в то же время, Эзоп уже возглавляет эту славную когорту.
Основная фабула биографии Эзопа появилась к концу IV в до н. э. и отыскала воплощение сходу в нескольких редакциях «Жизнеописания Эзопа», написанного на народном языке. Если ранешние создатели ничего не гласили об особенностях наружности баснописца, то в «Жизнеописании» Эзоп бытует как горбатый урод, но совместно с тем остроумец и большой мудрец, которому ничего не стоит обвести вокруг пальца владельца и представителей высшего сословия. О баснях Эзопа в этой версии даже не упоминается.
Если в старом мире никто не ставил под колебание историчность личности баснописца, то в ХVI в. Лютер в первый раз открыл в данном вопросе дискуссию. Ряд исследователей в XVIII и XIX вв. гласили о легендарности и мифичности вида; в веке XX представления разделились; некие создатели утверждали, что исторический макет Эзопа полностью мог существовать.
Вроде бы там ни было, Эзоп считается создателем более 4 сотен басен, изложенных прозой. Вероятнее всего, в протяжении долгого времени они передавались в устном виде. В IV-III вв. до н. э. было составлено 10 книжек басен Деметрием Фалеским, но после IX в. н. э. этот свод был утрачен. Потом басни Эзопа были переложены другими создателями на латынь (Федр, Флавий Авиан); осталось в истории имя Бабрия, который, заимствуя сюжеты у Эзопа, выложил их по-гречески в стихотворной форме. Эзоповские басни, главными персонажами которых в подавляющем большинстве случаев являлись животные, стали богатейшим источником для заимствования сюжетов баснописцами следующих времен. А именно, они служили источниками вдохновения для Ж. Лафонтена, Г. Лессинга, И.А. Крылова.