Короткая биография — ЭПИКТЕТ (ок. 50 — ок. 138)
Эпиктет – философ, видная фигура римского стоицизма. Как звали по сути этого человека – непонятно, так как Эпиктет — это прозвище, переводимое как «прикупленный», что гласило о его соц статусе. Эпиктет, будучи рабом, принадлежал одному из телохранителей Нерона и конкретно в таком качестве был привезен в Рим. Являлся уроженцем Фригии (Малая Азия). Потом владелец даровал ему свободу.
Еще в бытность свою рабом Эпиктет совместно с государем посещал лекции Мусония Руфа, представителя стоицизма. В то время данное философское течение являлось достаточно модным, и образованные римляне считали правилом неплохого тона посещать лекции. Эпиктет проникся к Мусонию Руфу большущим почтением и сам примкнул к этому учению.
Когда пришедший к власти Домициан издал декрет, согласно которому в Риме не должно было быть ни одной философской школы, Эпиктет переселился в Никополис, где им была открыта собственная школа. Проповедуемые им идеи не расползались с образом жизни: философ совсем не хлопотал о наружной стороне бытия, наслаждался только самым нужным, проживая в бедности. Наружное так не тревожило его, что он не считал необходимым бросить для потомков истинное имя, не говоря уже о других обстоятельствах собственной биографии.
Его учение также сохранилось благодаря другим людям. Как и Сократ, Эпиктет не записывал свои идеи, а использовал для их изложения типичные проповеди, дискутировал на улицах с людьми, временами вступал в споры. Важную роль в сохранении его философского наследства сыграл ученик Арриан Флавий, который записывал слова наставника и оставил их в виде нескольких сочинений: восьми книжек «Бесед Эпиктета» и «Руководства Эпиктета». Сохранился также «Комментарий на Управление Эпиктета», составленный Симплицием – последним греческим философом, изгнанным из Афин в согласовании с декретом Юстиниана.
Труды Арриана и Симплиция являются основным источником сведений об учении Эпиктета. С его точки зрения, основной задачей философии является освобождение человека и тем помощь ему в обретении счастья. Чтоб стать счастливым, нужно верно осознавать, что находится во власти человека, а что от него не зависит. Наружное, не зависящее от него не должно поработить его дух, ко всему этому человек должен относиться флегмантично. Как гласил Эпиктет, рецепт счастья заключается в том, чтоб не грезить о руководстве хода событий своим желаниям, а самим адаптироваться к событиям.
Эпиктет являлся язычником, но его идеи почти во всем были близки по духу христианскому миропониманию, потому в 1-ые века новейшей эпохи сочинения этого мыслителя имели обширное хождение в монастырях.