Короткая биография — Аддисон Джозеф (1672-1719)
Будущий узнаваемый политический и муниципальный деятель, публицист, драматург, поэт, один из первых европейских журналистов, предтеча британского Просвещения появился на свет 1 мая 1672 г. в Милстоне (Уилтшир). Будучи отпрыском священника-настоятеля 2-ух соборов, получал образование в английской Чартерхаус-скул. Этот период примечателен решающим знакомством с Ричардом Стилом – будущим другом, соратником и соавтором. С 1687 по 1699 гг. биография Джозефа Аддисона связана с Оксфордским институтом, где он, получив степени бакалавра и магистра, продолжил карьеру поступлением в аспирантуру и преподаванием.
В 1695 г. даровитый юный ученый написал в стихотворной форме послание королю Вильгельму, чем привлек к для себя благорасположенное внимание 2-ух видных политиков, членов партии вигов. При их содействии в 1699 г. Аддисону достался царский грант, с помощью которого состоялось его путешествие по Европе, откуда он присылал заметки, послания в прозе и стихах. В 1704 г., возвратившись на родину, вступил в литературно-политический кружок вигов, где познакомился с известными драматургами Дж. Ванбру и У. Конгривом. Полная восхвалений ода по случаю Бленхеймской победы барона Мальборо, сочиненная Аддисоном по правительственному заказу, была воспринята вигами на ура и позволила ему оказаться на должности в комиссии по апелляциям. После прихода этой партии к власти в мае 1705 г. Аддисона назначили ассистентом муниципального секретаря.
Это было время его становления не только лишь в качестве политика, публичного деятеля, да и публициста. Аддисон посодействовал собственному древнему товарищу Ричарду Стилу стать издателем правительственной газеты, участвовал в разработке его пьесы «Нежный муж», опубликовал собственное «Путешествие по Италии». В 1707 г. свершилась премьера оперы «Розамунда», создателем либретто которой выступил Аддисон, но публика отнеслась к ней с прохладцей.
В 1709 г. политик стал членом парламента и отправился в Ирландию в должности секретаря вице-короля этой страны. В это время в Лондоне увидел свет журнальчик «Болтун» – детище Стила, в разработке которого принял роль и Аддисон – поначалу пересылая очерки товарищу временами, а по возвращении на родину зимой 1709 г. превратившись в единственного создателя. За его подписью было размещено более 4 10-ов очерков. В конце 1710 г. журнальчик был закрыт, но, приободренные его фуррором, соратники отважились выпускать с 1 марта 1711 г. новое издание – «Зритель». Впереди себя они ставили цель не просто подстраиваться под публику, а подтягивать ее на более высочайший уровень просвещения, потому вместе с веселительными в «Зрителе» публиковались суровые аналитические материалы.
Журнальчик стал модным во всех смыслах: издавался рекордным по тем временам тиражом, переиздавался после закрытия в виде книжек. В 1713 г. Стил занялся новым детищем – журнальчиком «Опекун», и Аддисон написал для него более 50 очерков, а в 1714 г. последний предпринял самостоятельную попытку оживить «Зрителя», но после 80 номеров отказался от этой затеи ввиду утраты его былой популярности. Всего же для «Зрителя» им было написано без малого три сотки очерков.
В апреле 1713 г. Аддисон прославился как драматург: его катастрофа «Катон» была поставлена царским театром «Друри-Лейн», стала реальным событием и, будучи переведенной на многие европейские языки, прямо до конца XVIII в. воспользовалась огромным фуррором. Почти во всем он разъяснялся не столько художественной ценностью произведения, сколько наличием параллелей в политической жизни страны.
Изменение ситуации (погибель в 1714 г. царицы Анны, приезд грядущего Георга I и др.) привело к тому, что предстоящая биография Аддисона в наименьшей степени связана с его литературной деятельностью, и в большей – с публичной, политической, также с событиями в личной жизни. С декабря 1715 г. по 29 июня 1716 г. публицист издавал журнальчик антиякобинской направленности «Фригольдер». В 1716 г. он повел под венец даму, доброжелательности которой добивался больше 11 лет, – графиню Уорик. Представленная театром «Друри-Лейн» в этом же году пьеса Аддисона «Барабанщик» осталась фактически незамеченной: публика ее не приняла, а привлечь к для себя именованием известного создателя она не могла, так как ставилась как анонимная.
Зато не остались без внимания его политические эссе. Обсуждаемый парламентом билль о пэрстве, а поточнее, занятая Аддисоном по отношению к нему негативная позиция, которую он выразил в обличительном памфлете «Плебей», положила конец его долголетним дружественным и деловым отношениям с Ричардом Стилом. 1717-ый стал годом расцвета Аддисона как политика: он занял пост министра, стал членом Потаенного совета, но длительно почивать на лаврах ему помешала болезнь. В 1719 г., 17 июня, Джозеф Аддисон скончался в возрасте 47 лет и был похоронен в Вестминстерском аббатстве.
Эссе Аддисона позволили отнести его к более знатным личностям в английской прозе. Журнальчики, издаваемые Аддисоном, «проложили дорогу» британскому реалистическому роману и роману в письмах; с ними сотрудничали Джонатан Свифт, Берли Поуп. «Зритель» все XVIII ст. оставался культовым общественно-публицистическим журнальчиком, прототипом для подражания, оказал в том числе большое воздействие на русскую журналистику тех пор.