Короткая биография — АНАХАРСИС
Анахарсис – скифский принц, отпрыск правителя Гнура, годы жизни которого установлены только примерно и отличаются в различных источниках. Прославился он благодаря путешествию в Древнейшую Грецию, насыщенному встречами с известными людьми – самим греческим правителем Солоном, Токсаром (Токсарисом) – знатным человеком, тоже родом из скифов, почитаемого в качестве доктора и просто мудрейшего человека. Путешествие отпрыска скифского царя не ограничилось одними Афинами, он ездил и по другим городкам и странам. А именно, есть сведения, что был он и у знаменитого царя Лидии Креза.
Анархасис был не обычным путником, и дело не в его царственном происхождении. Он произвел на греков большущее воспоминание любознательным мозгом, мудростью суждений и речей. Всего ему приписывается порядка 5 10-ов выражений, попавших в анналы истории и посвященных самым различным сторонам людской жизни – от быта до публичного устройства. Принцип, пропаганда которого способствовала ему в обретении известности, — это умеренность практически во всем, здоровая простота.
Почти во всем из-за него сейчас достаточно трудно доподлинно найти, что в его биографии является фактом, а что вымыслом. Образ Анархасиса позже оказался идеализированным: в нем лицезрели дитя варварской жизни, выросшее в естественных критериях, человека, дальнего от греческих характеров, делающих людей лишне утонченными, развращающих их. Намного позже, в XVIII в., образ скифского принца стал снова нужным у Ж.-Ж. Руссо, мыслителей, разделяющих его взоры.
С подачи древнегреческой школы философов-киников он перевоплотился в культового героя, был причислен к сонму 7 государственных мудрецов. Легенда утверждает, что конкретно Анахарсису население земли должно изобретением якоря, паруса, трута и улучшенного гончарного круга. Под его именованием известны 10 писем, адресованных правителям разных стран, но ученые склонны считать, что они написаны намного позже, в III-I вв. до н. э. и никак не могут принадлежать скифскому принцу.
О предстоящей судьбе философа и его смерти нам понятно из трудов Геродота. Путь возвращавшегося домой Анахарсиса лежал через полуостров Кизик, жителями которого как раз отмечался праздничек в честь Мамы Богов. Праздничный ритуал произвел на скифа так сильное воспоминание, что он отдал обет совершить вточности такой же в случае благополучного возвращения. Добравшись до родных берегов, он направился в Гилею – покрытую лесами местность, считавшуюся священной. Увесив себя крошечными изображениями греческой богини и вооружившись медными тарелками, он стал повторять ночной ритуал, увиденный у эллинов. За этим занятием его застал агент скифского правителя Савлия и поторопился с докладом. Прибывший на место правитель – родной брат Анахарсиса – лично удостоверился в том, что тот опоганил священное место ритуалом в честь чужих божеств. Жизнь любимчика греков оборвала выпущенная из лука стрела.