Короткая биография — ДЖАМИ АБДУРРАХМАН (1414-1492)
Джами Абдуррахман Нураддин ибн Ахмад — персидский и таджикский писатель, поэт, философ-суфий. Появился на свет в 1414 г. в семье большого и влиятельного богослова. Родиной будущей знаменитости был расположенный недалеко от Нишапура город Джам (северо-восточный Иран). Происхождение и образование, приобретенное Джами в медресе городов Герат и Самарканд, открывали перед ним отличные перспективы исходя из убеждений службы при дворе, но в то время Джами увлекся идеологией суфийского ордена «накшбавдийе», чьи призывы совершать инициативное добро произвели на него сильное воспоминание. Вступив в орден рядовым членом, в 1456 г. Джами занял должность главы ордена в Герате – городке, который, на самом деле, являлся фактической столицей страны и на мусульманском Востоке имел большущее воздействие.
В 1468 г. к власти пришел султан Хусейн Байкара, а пост его визиря достался Алишеру Навои — ученику Абдуррахмана Нураддина ибн Ахмала Джами, который перевоплотился в его покровителя. Султанский дворец был центром притяжения литературных сил, и приближение Джами ко двору сыграло очень благотворную роль в его творческой биографии.
Преждевременное творчество Джами – это 1-я часть поэмы «Золотая цепь» (1472), рассказывавшая о накшбандизме, суфийские трактаты в прозе, произведения светского нрава — трактаты о метрике и рифме, «инструкция» по составлению ребусов в стихотворной форме (это тяжелое и интересное искусство в XV ст. было очень популярно). Уже в этот период обозначилась отличительная черта творческой манеры начинающего поэта: все классические стихотворные формы отыскали отражение в его поэзии.
С 1474 г. начинается период, который считают расцветом его деятельности как литератора. Начало ему положили написанные в 1475 г. религиозно-философские касыды «Море тайн» и «Сияние духа», красноватой нитью в каких проходило отрицание рационалистических позиций Ибн Сины. В протяжении 1476-1478 гг. он составлял сборник «Дуновения дружбы из обители святости», куда вошли биографии суфийских святых.
В 1480-1487 гг. из-под пера Джами выходят одна за другой поэмы, составляющие цикл под заглавием «Семь корон». В него вошли вместе с другими поэмы «Саламан и Абсаль», «Юсуф и Зулейха» и «Лейли и Меджнун» – в их любовную канву поэт укладывает учение суфистов о том, что на пути к божественной, настоящей любви нужно пройти путь преодоления плотского влечения. Написанная в 1481-1482 гг. поэма «Дар благородным» состоит из 20 притч морализаторского, обличающего нрава. Вошли в этот цикл также поэма «Четки праведников» (1482-1483), 2-ая и 3-я части поэмы «Золотая цепь», «Книга мудрости Искандара» (1486-1487).
В последние годы жизни творческое наследство Джами пополнилось поэмой «Бахаристан» (1487), 3-мя лирическими диванчиками (1479-1491) и «Трактатом о музыке». Гуманистическая направленность творчества Абдуррахмана Нураддина ибн Ахмада Джами, провозглашение им больших морально-этических эталонов почти во всем обусловили предстоящее развитие литературы не только лишь Персии, да и других исламских стран. Принято считать, что творчество Джами окончило шаг традиционной поэзии, написанной на фарси. Погиб 9 ноября 1492 г. в Герате.