• Я наблюдал только такое действие розги — она или притупляет, или озлобляет.
• Я нередко встречал людей, которые оказывались неучтивыми именно вследствие того, что были чересчур учтивы, и несносны вследствие того, что были чересчур вежливы.
• Я осуждаю всякое насилие при воспитании юной души, которую растят в уважении к чести и свободе. В суровости и принуждении есть нечто рабское, и я нахожу, что то, чего нельзя сделать с помощью разума, осмотрительности и умения, никак нельзя добиться силой.
• Я хотел бы, чтобы смерть застала меня за работой в поле.
• Те, кто уверяет, что имеет в голове много мыслей, но выразить их не умеет из-за отсутствия красноречия, — не научились понимать самих себя.
• Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.
• Тому, кто сказал Сократу: «Тридцать тиранов осудили тебя на смерть», последний ответил: «А их осудила на смерть природа».
• Трусость — мать жестокости.
• Удачный брак отвергает любовь; он старается возместить ее дружбой. Это — не что иное, как приятное совместное проживание в течение всей жизни, полное устойчивости, доверия и бесконечного множества весьма осязательных взаимных услуг и обязанностей.
• У животных есть та благородная особенность, что лев никогда не становится из малодушия рабом другого льва, а конь — рабом другого коня.
• Ум, не имеющий никакой определенной цели, теряется; быть везде — значит быть нигде.
• Упрямство и чрезмерный пыл в споре — вернейший признак глупости.
• Хороши или плохи события жизни, во многом зависит от того, как мы их воспринимаем.
• Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.
• Что может быть труднее, чем уберечься от врага, надевшего на себя личину нашего самого преданного друга.
• Самый краткий путь к завоеванию славы — это делать по побуждению совести то, что мы делаем ради славы.
• Самым лучшим доказательством мудрости является непрерывное хорошее расположение духа.
• …Самое главное — это прививать вкус и любовь к науке; иначе мы воспитаем просто ослов, нагруженных книжной премудростью.
• Следовало бы иметь установленные законом меры воздействия, которые обуздывали бы бездарных и никчемных писак, как это делается в отношении праздношатающихся и тунеядцев.
• Откровенная речь, подобно вину и любви, вызывает такую же откровенность.
Биография Монтень М.