• Не трудно понять, что война и завоевания, с одной стороны,
— Никто не может быть счастлив, если он не пользуется своим собственным уважением. • Ничего могучего, ничего великого не может выйти из-под продажного пера. • Один только урок нравственности годен для детства и в высшей степени важен для всякого возраста — это не делать никому зла. • Одно из преимуществ хороших поступков состоит в том, что они возвышают душу и предрасполагают ее к еще лучшим делам.
Опаснейший подводный камень для правосудия — это предубеждение. • Отказаться от своей свободы — это значит отречься от своего человеческого достоинства, от прав человеческой природы, даже от ее обязанностей. Невозможно никакое возмещение тому, кто от всего отказывается. Подобный отказ несовместим с природою человека; лишить человека свободы воли — это значит лишить его действия какой бы то ни было нравственности. • Отнимите у нашего сердца любовь к добру — вы отнимете всю прелесть жизни. • Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет ничего более несходного и по своему источнику, и по результату. • Необходимым следствием порядка вещей становится то, что злой извлекает двойную выгоду: из собственной несправедливости и из честности других. • Неподкупный глаз честного человека всегда беспокоит мошенников. • Не соединяйте брачными узами людей, кои подходят друг другу лишь в известных условиях жизни и не будут подходить, если эти условия изменятся; но соединяйте людей, которые будут соответствовать друг другу, в каком бы положении они ни очутились, в какой бы стране ни обитали, в каком бы звании ни оказались. • Есть избыток строгости и избыток снисходительности: обоих надо одинаково избегать. • Жажда счастья никогда не иссякает в сердце человека. • Жена, домогающаяся власти, становится тираном своего мужа, а господин, сделавшийся рабом, бывает смешным и жалким созданием. • Если вы уступите ребенку, он сделается вашим повелителем; и для того. чтобы заставить его повиноваться, вам придется ежеминутно договариваться с ним. • Если вы хотите воспитать ум вашего ученика, воспитывайте силы, которыми он должен управлять. Постоянно упражняйте его тело; делайте его здоровым и сильным; пусть он работает, действует, бегает, кричит; пусть всегда находится в движении; пусть будет он человеком по силе, и вскоре он станет им по разуму… Если мы хотим извратить этот порядок, то произведем скороспелые плоды, в которых не будет ни зрелости, ни вкуса и которые не замедлят испортиться: у нас будут юные ученые и старые дети.
Биография Руссо Ж.-Ж