Как строилась Байкало-Амурская магистраль?
Байкало-Амурская магистраль, сокращенно БАМ, которую можно назвать настоящей стройкой ХХ века, относится к крупнейшим мировым железнодорожным магистралям, а процесс ее строительства – к настоящим загадкам для взрослых.
Строился БАМ с большими перерывами, можно даже сказать, что с 1938 г. по 2003 г., когда был введен в эксплуатацию Северо-Муйский тоннель, но принято считать, что магистраль строилась с 1938 г. по 1984 г.
Первые участки магистрали строили всего 2 500 человек и, конечно, по свидетельствам очевидцев вербовка рабочих было основана в прямом смысле слова преступно – люди плохо снабжались в дорогу, были лишены питания на остановочных пунктах, а на место назначения прибывали в почти в неработоспособном состоянии. Впрочем, там их ждали далеко не райские условия. Это в настоящее время рабочие могут жить в блок-контейнерах и бытовках, характеристики которых полностью соответствуют всем требованиям, которые предъявляются нормами трудового кодекса. В таких помещениях можно проживать постоянно или долгое время.
В середине 30-х годов стройка велась в нечеловеческих условиях – не было ни технического, ни материально-бытового снаряжения. Например, рабочие голыми руками выкорчевывали мелкий кустарник.
Строительство БАМа приостановила Великая Отечественная война, но уже в середине, в 1943 г. возобновили строительство участка линии Советская Гавань – Комсомольск-на-Амуре. С 1950 г. строительство магистрали вновь приостановлено, а современный этап строительства, с привлечением комсомольцев-добровольцев, начался в 1972 г.