Как сказать ребенку «НЕТ»?
Учиться никогда не поздно. Прописные истины особенно важны для молодых родителей. Выступать в непривычной для себя роли, им приходится с первых дней жизни малыша. Появление ребенка в семье многому обязывает. Ответственность за правильное кормление, забота, создание комфортных условий, выбор безопасных развивающих игрушек и многие другие бытовые проблемы, не должны оставлять без внимания общение с малышом. Только общение с родителями, передача информации и личного опыта поможет малышу усвоить и успешно использовать полученные знания.
Малыш еще до рождения способен чувствовать настроение матери. Микроклимат отношений в семье благоприятно сказывается на психике ребенка. Позитивный настрой родителей сказывается на чуткой эмоциональной системе новорожденного. Эмоциональная оценка детского поведения со стороны взрослых позволяет понять малышу правильность своих поступков. Мудрость родительского воспитания заключается в предвидении негативных ситуаций и своевременном предотвращении негативных последствий. Для сохранения равновесия в отношениях и достижения желаемых, приносящих пользу ребенку результатов пригодится, весь запас житейских хитростей. Присутствие духа и трезвая оценка происходящего поможет сохранить контроль над ситуацией.
Особенность поведения малыша такова, что в ответ на строгое ограничение действий, возникает непреодолимое желание нарушить запрет. Табу распространяется на опасные здоровью ребенка предметы и действия. Часто, родительское объяснение малышу причин запрета, приводит к прямо противоположной реакции.
Вопрос мотивации запрета и соблюдения общепринятых правил общения взрослого с ребенком имеет несколько общеизвестных приемов. Все давно продумано за нас. Остается лишь придерживаться полезной информации в дальнейшем.
Слово «нет» не стоит употреблять постоянно. Запрет применяется как крайняя мера. Постоянный отказ подавляет инициативу, желание и способность действовать самостоятельно. В противном случае вызывает протест и отказ соблюдать ограничения. Слово «нет» должно применяться крайне редко, чтобы реакция малыша была адекватно действенной. Предугадать причины запретов и позаботиться в их устранении задача родителей. Нужно ограничить доступ ребенка к розеткам и электроприборам, убрать подальше колющие и режущие предметы, не оставлять на виду спички и бытовую химию в ярких упаковках.
Положительная оценка действий малыша должна даваться «правильным» поступкам незамедлительно. Неправильное поведение должно игнорироваться. Ребенка лучше отвлечь или перевести его внимание на другой объект. Не нужно говорить «не трогай кошку, у нее блохи». Лучше предложить малышу навестить кошку бабушки, а приблудившееся животное определить в питомник для брошенных кошек. Постоянное повторение ситуаций способно моделировать сознание ребенка. Поведение отражает реальную ситуацию в семье. Конечно, все мы и наши дети это индивидуальности и к каждому нужен свой обдуманный подход. И если вдруг, вы сами не справляетесь, то мы можем посоветовать обратиться за помощью к профессионалам.
Не следует повышать голос, говоря слово «нет», тем более непозволительно переходить на крик. Спокойно сказанное «нет», произнесенное уверенно, без эмоциональной окраски, не вызовет в ребенке бурного ответного протеста. Заискивание или неприкрытая агрессия в интонации ребенком не воспринимается. Страх или смех мешает правильной оценке информации. Предельно собранное общение поможет ребенку правильно реагировать на запрет.
Отступать от единожды принятого решения нельзя. Постоянство установленных правил — залог их неукоснительного выполнения. Уступки и временные послабления условий ведут к потере смысла воспитательного процесса. Если запрет единственно верное решение, то он однозначно усвоится ребенком.
Все запреты и ограничения взрослых должны быть обоснованы. Мотивы, по которым свобода действий ребенка ограничивается, должны доводиться до ребенка понятным детскому восприятию языком. Причины запретов объясняются заботой о здоровье и благополучии малыша, а не жадностью или капризами родителей.
Члены семьи должны быть единодушны в вопросах воспитания детей. Нет злой мамы, которая все запрещает и добренького папы, все разрешающего и отменяющего мамины решения. Правила одни для всех.
Система запретов и разрешений заложена в основу формирования семьи и общества. Гармоничное развитие личности ребенка закладывается в семье. Собственная позиция малыша в жизни во многом зависит от мудрости первых наставников и самых преданных друзей-родителей.