Загадки для 5 класса
Загадки для 5 класса – это уже не развлечение, это полноценная часть школьной программы, которой уделяется достаточно внимания. Использование в учебном процессе различных видов литературных загадок, вместе с народными, позволяет построить последовательную систему работы над загадками. Для того, чтобы это сделать грамотно, надо знать, какое разнообразие авторских загадок существует в детской литературе.
В свое время И. Франко, И.Березовским, М. Рыбниковой и другими учеными-литературоведами были предложены классификации загадок. М.Сахаров расположил загадки по нумерации, И. Худяков — по алфавиту отгадок. Д.. Садовников предложил размещать материал по тематике отгадок. Свою роль в тематическом расположении загадок сыграла аналогичная классификация пословиц в сборнике В.Даля, где среди пословиц встречаются и загадки. Тематическая классификация с тех пор стала привычной.
Первая классификация народных загадок принадлежит И. Я. Франко, которую он осуществил в своем труде. В основу своей классификации он положил древние мировоззренческие представления славян, их религиозные верования, поэтому разделил загадки на анимистические, в которых явления природы, неодушевленные предметы выступают существами (это детские загадки про небо, землю, солнце, луну, звезду); зооморфические, в которых силы природы изображены в виде зверей; антропоморфические, в которых явления природы идентифицируются с людьми. Все другие загадки И. Франко называл «искусственными». Поскольку они могут вызвать интерес как языковые фразы, однако не интересны с точки зрения народного мировоззрения. Именно такие загадки для 5 класса с ответами советуют рассказывать и задавать деткам в школе.
Известный методист XX века, литературовед М. Рыбникова предложила разделить загадки по тематическим отделами и по районам и исполнителями. Она впервые обратила внимание на необходимость указывать для загадок, как и для других фольклорных жанров, место записи и исполнителя.
Классификация И. Березовского построена по тематическому принципу: природа, человек, материальную жизнь человека, трудовая деятельность, другое. В.Чичеров, например, писал о возможности систематизировать загадки-головоломки по их художественному строению: вопросы, метафорические и аллегорические загадки, арифметические, шуточные. Ю. Илларионова также распределила загадки по художественному строению: загадки, построены на перечислении признаков предмета; загадки, построенные на основе сравнения, и загадки метафорические.
Сложные загадки с ответами для 5 класса – это логические загадки, в основе которых лежат различные механизмы логического характера. Ими определяются типы логических задач и характер мыслительных операций при отгадывании.