Сказка «Жар-птица и Иван Царевич»
В сказке о Жар-птице и Иване Царевиче рассказывается о юном принце по имени Иван, который отправляется в опасное приключение, чтобы поймать жар-птицу. В течение своего путешествия Иван сталкивается с многочисленными испытаниями и опасностями. Сказка о Жар-птице и Иване Царевиче заставляет задуматься о силе добра, мудрости и дружбы. Она показывает, что справедливость и благородство всегда побеждают зло, и что даже самые трудные испытания могут быть преодолены с помощью ума и смелости. Проверить свои знания можно с помощью викторины по народным сказкам.
В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь Демьян. Были у него три сына: Петр, Василий и Иван. Но не только бравыми сыновьями был богат Демьян. Во всех концах земли славились его сады, где были собраны дивные деревья. Самой дорогой и милой сердцу царя была яблоня, на которой росли яблоки не простые, а золотые! Дабы никто не брал драгоценные плоды, Демьян вел им учет. Потому и заметил он, что в сад кто-то повадился яблоки воровать. И ни один ратник не мог вора задержать. Что же делать? С каждым днем все хуже и хуже было царю, есть и спать не мог, горюя по золотым яблокам. Объявил он сынам волю свою царскую: кто грабителя изловит, тому он полцарства отдаст сейчас же и власть свою передаст на смертном одре.
Первым пошел Петр. Долго сидел, заскучал и прилег почивать. А наутро объявил, что не спал, да не видел вора, а как яблоки пропали — не знает.
На другую ночь пошел Василий. Сидел-сидел, к деревцу привалился и задремал. Так до утра и проспал, а потом повторил все то, что сказал старший брат: вора не видел, яблоки как сквозь землю провалились!
Совсем пригорюнился царь Демьян. Послал младшего сына на третью ночь. Иван понял, что слукавили братья, и принялся ходить туда-сюда, чтобы глаз не смыкать. Даже сесть боялся, а как сон одолевал — глаза протирал ключевой водой. И вот в полночь стало светло, как днем. Едва не ослеп Иван, увидев диво дивное — Жар-птицу! Перья ее горели, огоньками переливались, сама она, как из золота сусального. Опомнился Иван лишь тогда, когда птица принялась щипать золотые яблочки. Тогда Иван схватил негодницу за хвост. Но как ни старался Иван удержать птицу дивную, вырвалась она на свободу, лишь перо в его руках оставила.
Утром рассказал младший сын о том, что видывал. Показал перо дивное — все ахнули. Царь было успокоился, но другая кручина его одолела: захотел он жар-птицу поймать да в клетку заточить, дабы его глаз радовала и яблоки не воровала. Позвал он сыновей и говорит:
Добры молодцы, пришла вам пора белый свет повидать, силушку богатырскую испытать. Поезжайте на земли заморские, найдите мне птицу диковинную, привезите в края родные. Того сына, кто исполнит волю родительскую, награжу по-царски и назначу царем после меня.
Собрались сыны в путь-дорогу. Надели доспехи ратные, взяли коней ретивых и отправились куда глаза глядят. Лишь младшего Ивана отец не пустил — молод больно. Но смог царевич убедить батюшку и поскакать в чисто поле — на поиски. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Не сразу набрел Иван на распутье, где стоял зловещий указатель, черепами да ржавыми доспехами усеянный:
«Кто поедет от столба сего прямо, будет голоден и холоден; кто поедет в правую сторону, будет здрав и жив, а конь мертв; а кто поедет в левую сторону, сам убит будет, а конь жив».
Долго ли, коротко ли, да выбрал Иван дорогу по правую сторону. Ехал три дня и три ночи, впереди лишь лес дремучий. Вдруг выскочил из чащи серый волк. Не успел Иван опомниться, как разорвал волк коня его верного и скрылся в кустах с добычей своей бесчестной. Пригорюнился Иван, да что ж делать то? Продолжил путь. Шел три дня и три ночи, изнемог совершенно и сел на пенек — голову повесил. Вышел из чащи Серый волк и молвил человеческим голосом.
Что же ты, Иван, не весел,
Буйну голову повесил?
А ему Иван отвечает:
Ты же разорил меня,
Как теперь я без коня?
Волк в ответ:
Сам ты выбрал этот путь
И назад не повернуть.
Впрочем, очень жаль тебя,
Далеко ль тропа твоя?
Рассказал ему Иван, что отец поручил Жар-птицу изловить. Серый волк лишь рассмеялся в ответ и объяснил, что на коне до Жар-птицы не добраться — дюже хитрая бестия! Один он знает, как дивную птицу найти и во дворец привезти. Решил волк помочь Ивану, ведь коня-то обратно не вернуть. Сел царевич на спину к волку и был таков.
Долго ли, коротко ли, приезжают они к каменной стене. Говорит волк Ивану:
За стеною клетка с птицей,
Часовым уж больно спится,
Птицу забирай с собой.
Клетку же не тронь! Бедой
Кража клетки обернется,
Что сияет ярче солнца.
Пошел Иван за Жар-птицей и увидел это диво-дивное. Забрал птицу, да не смог мимо клетки пройти: уж больно она красивая! И как птицу везти — за пазухой что ли? Тронул Иван клетку, а к ней по всему саду невидимые нити тянулись. Зазвучали бубенчики во всю прыть. Схватили часовые Ивана, повели к местному царю Афрону.
Афрон был в ярости и стал допрашивать вора. Иван поведал о том, что Жар-птица повадилась к ним в сад за золотыми яблоками, а он лишь исполнил волю своего отца и нашел преступницу. Посетовал Афрон:
Если б честно ты пришел,
Я навстречу бы пошел,
Но поскольку стал ты вором,
Я молву пущу с позором!
Ну да ладно, не тужи,
Службу честно сослужи:
Мне вот от царя Кусмана
Златогривого буяна
Приведи на поводу —
Птицу ж я тебе найду.
Добровольно подарю,
Ни пера не утаю!
Пригорюнился Иван, но что делать? Пошел и все рассказал волку. Тот пожурил Ивана для порядка. Зачем же он его не послушал? Но решил помочь другу и на этот раз. Сел Иван-царевич на волка и был таков. Волк долы и горы промеж ног пускает, хвостом след заметает. Долго ли, коротко ли бежал он и ночью прибежал в знаменитые на весь мир конюшни царя Кусмана. Напутствовал волк Ивана и на этот раз:
Слушай, братец, ты меня:
Златогривого коня
Без упряжки уведу,
Ты не тронь его узду!
По совету не пойдешь —
Сам себя не сбережешь!
Иван перемахнул через стену, оказался в конюшне белокаменной. Нашел он коня златогривого, но не смог мимо упряжи пройти. Золото в глаза бросилось. Только прикоснулся Иван к упряжи, зазвенели колокольчики, проснулись конюхи, схватили Ивана и к царю поволокли. Молвит царь Кусман:
Кто, как тать, залез в мой кров?
Ты откуда, кто таков?
Делать нечего. Иван рассказал свою историю. Царь Кусман молвил ему в ответ:
Если б честно ты пришел,
Я навстречу бы пошел,
Но поскольку стал ты вором,
Я молву пущу с позором!
Ну да ладно, не тужи,
Службу честно сослужи:
Мне Прекрасную Елену,
Королевну иноземну,
Дочь Долмата привези,
А коня отдам засим.
Горькими слезами Иван обливается, к волку серому возвращается. Тот снова царевича упрекнул. Зачем же он его не послушал? Делать нечего, надо помогать. Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Садится Иван на волка и едет за тридевять земель.
На сей раз не стал волк Ивану доверять, сам все исполнил. Перемахнул через стену и ждал у золотой ограды, когда девица из своей светлицы выйдет. Вышла красавица, а вместе с нею нянюшки, матушки да подруги из родов княжеских. Нагнулась Елена за цветочком аленьким, вдруг выпрыгнул волк из-за угла, взвалил девицу на спину и был таков. В чистом поле под зеленым дубом нагнал он Ивана. Вместе продолжили они путь. Созвал Долмат лучших псарей и охотников, пустились они по следу, да так никого и не догнали.
Долго ли, коротко ли, но путь к концу приближался. Только не хотел теперь Иван со своей Еленой прощаться. Крепко полюбили они друг друга. Проливает Иван слезы горькие, обращает к волку речи громкие:
Царевна Елена — красавица,
Мне она уж очень нравится,
Не хочу Кусману отдавать,
На любовь свою коня менять!
О чем думал волк в этот момент? Судить не берусь! Но решил он не разлучать молодых и вновь помочь Ивану своей хитростью. Обернулся волк в Елену Прекрасную и пошел к царю Кусману, а правитель тот, верный слову своему, отдал Ивану коня златогривого. Но едва ушел Иван из того царства-государства, Кусман устроил пышную свадьбу. Во дворце были накрыты столы дубовые с яствами заморскими, питьями медвяными. Подняли кубки, стали молодых поздравлять. Надо было царю Кусману свою молодую жену поцеловать. Только вот обернулась красавица в волка серого и убежала в дремучий лес. Рвал бороду старый Кусман, но делать нечего: уговор есть уговор.
В пути волк снова задал Ивану вопрос:
Что же ты, Иван, не весел
Буйну голову повесил?
А Иван ему молвит в ответ:
Не хочу коня я отдавать,
На Жар-птицу подлую менять.
Мне бы приберечь себе коня,
Но ославит вором царь меня!
Волк уже ничему не удивлялся и решил помочь Ивану, раз уж судьба их свела. Ударился волк о сыру землю — обернулся он конем златогривым. Привел его Иван, в пояс поклонился и получил клетку с Жар-птицей — согласно уговору давнему. Царь Афрон пригласил его на пир княжеский, да не остался Иван, отправился домой вместе с дарами щедрыми и нареченной женой.
На другой день царь Афрон отправился на охоту на своем златогривом коне. Травили лисицу. Все егеря отстали, все князья остались позади, один царь добычу настигает. Только вот в решающий момент конь обернулся серым волком, а царь увяз в земле по самые плечи. Пока суд да дело, волк уже далеко ушел, охотники лишь руками разводили.
Встретились Иван и Серый волк в том самом месте, где коня доброго волк серый растерзал. Молвит волк:
Наша дружба здесь легла,
Я вам больше не слуга.
Помни же меня добром,
А не зверем и вором!
Только знай, в беде любой
Будет волк всегда с тобой!
Иван поклонился волку трижды в пояс и поехал домой вместе со своей Еленой. Умаялись они с дороги, легли в чистом поле отдохнуть. Тут нагнали их братья Ивана. Зависть сердца им отравила. Они за Жар-птицей гонялись, по всему свету ездили, а ему все и даром! Отрубили братья Ивану голову, напугали Елену Прекрасную острием клинка и пригрозили:
Скажешь, что спасли, отцу,
И пойдешь скорей к венцу.
Если про Ивана пикнешь,
То живой уже не выйдешь.
Испугалась Елена Прекрасная, поклялась говорить то, что велено. Кинули жребий подлые братья. Петру досталась царевна, Василию — конь златогривый. А Жар-птицу решили подарить отцу.
Тело Ивана обступили вороны. Поздно пришел туда друг его сердечный, Серый волк. Сидел он долго возле Ивана, но вдруг дернулся и поймал вороненка малого. Попросил старый ворон вернуть дитя любезное, согласился волк, но с условием:
Слетай за тридевять земель в тридесятое царство и принеси мне мертвой и живой воды!
Выполнил ворон эту просьбу и увидел чудо дивное: разорвал волк вороненка, но потом побрызгал на него мертвой водой — и тело срослось. Побрызгал живой — и ожила птичка. То же самое он сделал с Иваном и оживил его. Царевич подумал, что это был просто сон. Но волк рассказал ему правду страшную.
Ветром неслись друзья в град древний, где народ на свадьбу царскую собирался. И на этот раз Иван сам справился со своей бедой. Вышел он на пиру, почернели лица братьев его, обманщиков. Обрадовалась Елена Прекрасная и всю правду рассказала царю. Осерчал правитель на сыновей старших, прогнал их восвояси. А Иван с Еленой и по сей день правят в некотором царстве, в некотором государстве, живут в мире и согласии.