Картина «Венера и Марс» Сандро Боттичелли (1444/45-1510)
Во второй половине XV века художники в своих работах все чаще стали обращаться к наследию античности. Их вдохновляли боги и герои древнегреческих и древнеримских мифов в изложении великих античных поэтов Гомера, Вергилия и Овидия. Обращение к жизнеописаниям и деяниям мифологических героев позволяло художникам выражать идеи гуманизма в живописи. Мифологические персонажи до сих пор остаются популярными героями в произведениях искусства.В эпоху Ренессанса античные боги и богини часто становились героями художественных произведений. Художников вдохновляла их красота и изысканная обстановка, в которой они обитали. Произведения с изображением античных персонажей часто имели символическое значение. К примеру, на представленной картине изображена грациозно сидящая Венера и спящий Марс. До тех пор пока Марс, грозный бог войны, пребывает во власти богини любви Венеры, на земле будет царить мир. Даже озорные сатиры не могут разбудить его. Они играют его копьем, шлемом и доспехами, трубят в ракушку, но Марс крепко спит и не слышит даже жужжания ос, кружащихся у его головы. Осы (по- итальянски vespe) появились на картине не случайно, они были изображены на гербе семьи Веспуччи. Принято считать, что эту картину Боттичелли написал по заказу Веспуччи в 1483 году. Нестандартные размеры произведения свидетельствуют о том, что оно было предназначено для определенного места, возможно, картина висела над дверью, камином или, что более вероятно, украшала спальню.
КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА
ВЕНЕРА: Богиня красоты и любви Венера (греч. Афродита) родилась из семени Урана, соединившегося с морской пеной. На картине Боттичелли «Рождение Венеры» (1484-1486) она запечатлена стоящей в огромной раковине на берегу. По легенде, Венера пленяет мужчин с помощью волшебного пояса, выкованного ее мужем Вулканом (Гефестом). Художники приписывали Венере черты идеальной женской красоты, характерной для того или иного времени. Нередко она изображалась лежащей обнаженной, как на картине Джорджоне «Спящая Венера» (ок. 1508). Ее постоянный спутник — Купидон (Эрот). Она нередко изображалась с розами, миртом, лебедями, голубями и яблоком раздора.