Картина «Смерть Прокриды» Пьеро ди Козимо (ок. 1462-1521)
На картине изображена раненная в шею молодая женщина, лежащая на траве. Умирающую оплакивает склонившийся над ней сатир. У ее ног изображена собака. Горизонтальный формат произведения (ок. 1495) и изображенный на нем панорамный вид с сидящими на берегу животными свидетельствуют о том, что оно предназначалось для определенного места в интерьере. По одной из версий, сюжет картины восходит к легенде о Кефале, случайно пронзившим копьем свою любимую жену Прокриду, прятавшуюся в зарослях и томимую ревностью. По другой версии, картина является иллюстрацией к ренессансной пьесе Николо ди Корреджо, который ввел в общеизвестную легенду образ фавна, вселившего в Прокриду ревность к мужу. Но ни одна из этих версий не объясняет отсутствия на картине Кефала. Возможно, произведение была написано на сюжет не дошедшей до наших дней пьесы или поэмы.
КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА
САТИР: Это мифическое существо изображалось в образе человека с козлиными рогами, ногами и копытами. Сатиры входили в свиту Вакха, бога виноделия, и ассоциировались с вожделением. Сатир, изображенный на картине Якоба Йорданса «Сатир в гостях у крестьянина» (1620), удивлен тем, что крестьянин дует на суп с тем, чтобы его охладить, хотя прежде дул на руки, чтобы их согреть.