Нимфы, сатиры и второстепенные боги

второстепенные боги Возможность изображать красивых людей в идиллической обстановке привлекала художников эпохи Ренессанса,  вот почему их излюбленными персонажами были нимфы и другие мифологические существа. Нимфы — чаровницы,  обладающие пророческим даром. Обитающие в лесах, горах и долинах, они являются предметом вождения  сатиров.
 Пана (римск. Фавн) — предводителя сатиров — обычно изображали с Вакхом. Покровитель пастушества и  скотоводства, почитаемый сельскими жителями, Пан обитал в горах Аркадии. Он родился с человеческим торсом и  руками, но с козлиными ногами, копытами, хвостом и рогами. Считалось, что он вызывает неожиданный,  необъяснимый, «панический» страх. Никола Пуссен на своей картине «Триумф Пана» (1635-1636) изобразил бога в  виде статуи, украшенной гирляндами из цветов. Лесная нимфа Сиринга (Сиринкс), преследуемая Паном, была  превращена богами в тростник, когда он прикоснулся к ней. Из него Пан сделал пастушескую свирель-сирингу.
 Сын Пана Силен был одним из приближенных Вакха, принимал участие в его пирушках. Его обычно изображают  веселым пожилым мужчиной верхом на осле, в различной степени опьянения. Рубенс на картине «Пьяный Силен»  изображает его беспомощным, поддерживаемым сатирами» (ок. 1620).
 Приап, бог плодовитости и распутства, был сыном Вакха и Венеры, которая отказалась от него и изгнала в горы из-за огромного фаллоса. Он пытался овладеть заснувшей нимфой Лотидой (Лотос), которая отвергла его во время пира, устроенного его отцом, но ему помешал заревевший осел. Эту сцену запечатлел на своей картине Джованни Беллини «Пир богов» (1514). Приап преследовал нимфу до тех пор, пока боги не превратили ее в хурму.
Гименей, бог брака, также был сыном Вакха и Венеры. Он изображается в виде мальчика, увенчанного цветами, с зажженным факелом в руке.
Кастор и Полидевк — сыновья-близнецы Юпитера и Леды. Римляне называли их Диоскурами — «сыновьями бога Юпитера». Братья были прославленными героями — спасли свою сестру от похитившего ее Тесея, участвовали в охоте на калидонского вепря, в походе аргонавтов за золотым руном под руководством Ясона. Кастор и Полидевк похитили дочерей Левкиппа и отвезли их в Спарту. Этот эпизод вдохновил Рубенса на создание картины «Похищение дочерей Левкиппа» (ок. 1618). Чуть позже смертный Кастор был убит, но Полидевк умолил своего отца — Юпитера — разрешить ему разделить с Кастором бессмертие, с тех пор один день братья проводили на Олимпе, другой — в Царстве мертвых. Он также поместил их на небо в виде созвездия Близнецы.
Ветры были сыновьями богини утренней зари Авроры (Эос). Они усиливались в период раздоров, а чтобы держать их под контролем, бог Эол помещал их в пещеру. Восточный ветер Эвр происходил из Аравии и Персии, оттуда, где вставало солнце. Благодатный западный ветер Зефир дул из мест, согретых солнцем. Южный ветер Нот приносил тепло, дожди и облака. Северный же Борей вызывал снежные бури и град. Их изображали в виде крылатых голов с надутыми щеками или в образе персонифицированных существ: северные ветры в виде бородатых старцев, южные — в облике юношей. Зефир преследовал и похитил девственную Хлорис и сделал ее своей невестой. Но, оказавшись в его объятиях, она превратилась во Флору, богиню цветов. Обожавшая вечную весну, она рассыпала семена и наслаждалась цветением в садах в обществе трех граций (харит).
На картине Пуссена «Царство Флоры» (1631) она представлена в окружении Гиацинта, Нарцисса, Крокуса, Аякса и Адониса — юношей, превратившихся в цветы.
Ювента (Геба) — дочь Юпитера и Юноны, богиня вечной юности. Адольф Диц запечатлел ее на своей картине «Ювента и Юпитер в образе орла» (ок. 1820).
Прерафаэлита Уотерхауса вдохновлял дивный идиллический мир мифологических существ. «Тилас и нимфы»
Ирис (Ирида) — богиня радуги, вестница богов, передававшая послания смертным. Появлялась в царстве Гиппоса — бога сна.
Многие второстепенные боги являлись персонификацией абстрактных идей и сил природы.
Богиня случая и удачи Фортуна (греч. Тюхе) изображалась с рогом изобилия, игральными костями, колесом или шаром, символизирующими непостоянство и изменчивость судьбы. Своими одеждами она пыталась поймать направление ветра, символизирующего волю случая.
Виктория (Ника), богиня победы, часто предстает перед зрителем спускающейся с небес с пальмовой ветвью и лавровым венком, который она возлагает на головы воинов-триумфаторов, а также атлетов и поэтов, одержавших победу в состязании. Такой ее представил Энгр на своей картине «Апофеоз Гомера» (1827).
История изображалась в образе женщины с книгами, табличками и свитками. На картине Антона Менгса «Аллегория Истории» ее окружают Слава, Время и Янус (греч. Иан), под покровительством которого находились все двери. Янус обладал двумя ликами, чтобы смотреть вперед и назад. Он знал будущее и настоящее, поэтому его связывали с мудростью. По его имени назван первый месяц года — январь.
Дочь Хаоса Ночь (Никта) была матерью Дня (Гемеры), вместе с которой они олицетворяли мимолетное время и смерть. В колесницу Ночи были запряжены совы и летучие мыши, а она иногда изображалась в сверкающем плаще и в короне из маков, держащей маленьких детей — белого и черного младенца. Микеланджело изобразил Ночь (ок. 1530) с маской и полумесяцем. Ночь также была матерью мойр (богинь судьбы), Танатоса (Смерти) и Немезиды (богини мести), которую изображали стоящей на колесе с плетью на поясе. На гравюре Дюрера Немезида изображена с уздечкой для обуздания виновных и кубком для добродетельных.

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *