Герои литературных произведений

герои произведений

 Западноевропейская литература начинается с эпических поэм «Илиада» и «Одиссея» древнегреческого поэта  Гомера, жившего чуть раньше VII века до  н. э. На картине «Парнас» Рафаэль изобразил его увенчанным  лавровым венком величавым старцем вместе с Данте и Вергилием. Считается, что Гомер  был слепым, поэтому его  часто изображали диктующим свои поэмы. По преданию, легендарный предшественник Гомера, лирический поэт  Арион (VI век  до н. э.) так прекрасно играл на лире, что птицы и животные замирали, завороженные его  мастерством. Упавшего за борт Ариона спасли дельфины,  очарованные его дивной музыкой. На акварели Дюрера  он изображен с лирой на спине дельфина.
 Поэтесса Сапфо (VII век до н. э.) прославилась своей красотой и поэзией. Она влюбилась в моряка Фаона, но он  отверг ее, и она бросилась в море со  скалы. Жак-Луи Давид изобразил их вместе на картине «Сапфо и  Фаон» (1809), а Гюстав Моро написал картину «Сапфо бросается в море» (1880).
 Римский Вергилий и флорентийский Данте Алигьери — эпические поэты — были изображены вместе не только  Рафаэлем на фреске «Парнас», но и Делакруа на картине «Ладья Данте» (1822). В «Божественной  комедии» (1307-1321) Данте рассказывается о графе Уголино, который вместе с двумя сыновьями и двумя внуками  был замурован в башне, ключи от которой были брошены в реку. Узники были обречены на голодную смерть. В 1882 году Роден изваял скульптуру, изобразив истощенного Уголино, склонившегося над умирающими внуками. В поэме Данте Франческа да Римини рассказывает Вергилию историю своей жизни. Она, дочь друга Данте, была выдана замуж за уродливого сына правителя Римини Джанчотто, но влюбилась в его младшего брата Паоло. Их связь была раскрыта, и разъяренный супруг заколол влюбленных кинжалом. В наказание за содеянное Франческа и Паоло вместе с другими сладострастниками обречены вечно носиться в бурном вихре во втором круге ада. Энгр посвятил им картину «Джанчотто настигает Паоло и Франческу» (1819), Данте Габриэль Россетти на одной из иллюстраций к «Божественной комедии» (1855) изобразил влюбленных прервавшими чтение ради поцелуя.
Около 1383 года Боттичелли закончил серию из четырех картин по новелле Джованни Боккаччо (1313-1375) «История Настаджо дельи Онести». Богатый юноша Настаджо влюбился в девушку, происходившую из знатного рода Траверсари. Она отвергла его, и он в отчаянии покинул Равенну. Прогуливаясь по лесу, он стал очевидцем ужасной сцены: бегущую обнаженную девушку преследовали злые собаки, а за ними следовал всадник, грозя убить ее. Настаджо хотел спасти несчастную, но всадник остановил его и рассказал ему о своей неразделенной любви, которая привела его к самоубийству. Вскоре жестокосердная девушка тоже умерла и попала в ад и с тех пор обречена вечно убегать от него, а он будет всегда преследовать ее, а настигнув, убивать и бросать ее сердце собакам. Потрясенный этой историей, Настаджо пригласил семью Траверсари в тот самый лес на обед. Его возлюбленная, испугавшаяся того, что и ее может постигнуть та же участь, согласилась выйти замуж за Настаджо.
«Неистовый Роланд» («Неистовый Орландо») — эпическая поэма Ариосто (1474-1533), опубликованная в Ферраре в 1516 году. Она основана на легендах о Карле Великом и рассказывает о вторжении сарацинов во Францию и конфликте между мусульманами и христианами. Поэма написана в форме пародии на средневековые романы. Роланд (Орландо) обезумел от любви к Анджелике, катайской принцессе, которая была в плену у Карла Великого.
герои произведений На картине Пуссена «Танкред и Эрминия» (фрагмент; ок. 1635 ) изображен эпизод из поэмы Торквато Тассо  «Освобожденный Иерусалим », когда Эрминия отрезала свои волосы, чтобы перевязать рану Танкреда.
 Она была обещана Роланду или его двоюродному брату. Но после побега из плена ей было суждено пережить  много приключений. Питер Пауль Рубенс на картине «Анджелика и отшельник» (ок. 1626-1628) изобразил тот  момент, когда развратный отшельник, напоив Анджелику зельем, подкрадывается к ней, чтобы утолить свое  желание, но оказывается неспособным это сделать. Руджьер, прилетевший на гиппогрифе (мифическом существе с  туловищем лошади, крыльями и головой орла), спас ее от морского чудовища. На картине Энгра «Руджьер  спасает Анджелику» (1819) запечатлен эпизод счастливого освобождения Анджелики, прикованной к скале  цепями на острове, где она была обречена погибнуть. 
 Английский поэт XV века сэр Томас Мэлори (умер в 1471) написал «Книгу о короле Артуре и его доблестных  рыцарях Круглого стола», основанную на легендах о короле Артуре. Она служила художникам источником  романтических сюжетов. Во второй половине XIX века к ней обращались Уильям Моррис и Данте Габриэль  Россетти.
В эпической поэме «Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо (1544-1595) рассказывается о Первом крестовом походе, в результате которого был взят Иерусалим. Один из героев поэмы Олинд предпочел умереть вместе со своей возлюбленной Софронией, которую приговорили к сожжению. На картине Фридриха Овербека «Олинд и Софрония» (1817-1827) влюбленные изображены на костре, крепко привязанными к столбу. В поэме рассказывается о христианском герое Ринальде, не устоявшем перед дочерью царя Дамаска, обладавшей колдовскими чарами Армидой, которая хотела убить его, но была сражена его красотой. Этот момент запечатлел Пуссен на картине «Ринальдо и Армида» (ок. 1630). На другой картине Пуссен представил Армиду уносящей Ринальдо в свой замок. Еще одного героя поэмы «Освобожденный Иерусалим» Танкреда полюбила дочь Антиохииского царя Эрминия. Доменикино (1581-1641) на картине «Эрминия и пастухи» изобразил ее проснувшейся от пения сыновей пастуха, после того как она бежала из осажденного Иерусалима в лес. Танкред принял вызов сразиться с черкесским рыцарем Аргантом, поединок не выявил победителя, но оба были тяжело ранены. Эрминия, знавшая рецепты травяных снадобий, решила проникнуть вместе со своим оруженосцем Вафрином в стан крестоносцев, чтобы исцелить раны Танкреда. Но на подступах к стану ее, облаченную в доспехи, обнаружили сторожевые и бросились за ней в погоню. Танкред, приняв ее за прекрасную Клоринду, тоже бросился за ней, желая спасти любимую от преследователей. На картине Гверчино «Эрминия находит раненого Танкреда» (1618-1619) изображены Эрминия и Вафрин, склонившиеся над Танкредом и решившие, что он погиб. На полотне Пуссена «Танкред и Эрминия» Эрминия представлена отрезающей свои янтарные волосы, чтобы перевязать рану Танкреда.
В XVI и XVII веках большой популярностью у художников пользовались Дон Кихот — герой одноименного романа Мигеля де Сервантеса, — Амма-рилис и Миртилло из пасторальной драмы Джованни Гварини, изображенные ван Дейком (1599-1641), а также Гранида и Дайфило — влюбленные из пьесы голландского драматурга Питера Хофта, которых изобразил Геррит ван Хонтхорст (1625).
герои произведений Густав Моро. Сапфо (фрагмент, 1871-1872), изобразил древнегреческую поэтессу в трагической позе

 

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *