Какую роль играли животные в мифологии, истории и религии?

животные В мифологии, истории и религии животные играли заметную роль. Мифологический Орфей очаровывал животных  своей музыкой. В Ветхом Завете  рассказывается, как Бог сотворил животных, а Адам давал им имена. Ной по  указанию Бога собрал на своем Ковчеге всех животных по паре. Эти  истории напоминают нам о том времени,  когда человек жил в гармонии с природой. С другой стороны, люди приносили животных в жертву богам.

 В средневековом бестиарии было немало животных, сочетавших черты реальных и вымышленных зверей, все они  наделялись символическим значением. К примеру, обезьяна ассоциировалась с низменными инстинктами и  пороками — глупостью, тщеславием, притворством и др.

 

На картине Яна Минее Моленара «Дама за туалетом» (1633)  изображена обезьянка, нацепившая тапочек хозяйки, что символизирует похоть. Картина «Обезьяна-  художник» (1740) Шардена — своего рода карикатура. Художник проводит параллель между художником,  имитирующим реальность, с обезьяньим инстинктом к передразниванию.

 Осел в бестиарии символизировал как положительные, так и отрицательные качества. В мифологии он  ассоциировался с глупостью и ленью. Однако согласно христианской традиции осел наравне с волом  символизируют скромность. Эти животные присутствовали при рождении Христа. Осел с жерновом на шее  олицетворяет покорность, повиновение. Не случайно осел присутствует в сценах Жертвоприношения Авраама, Бегства Святого семейства в Египет и Входа в Иерусалим.

Пчела, улей и мед часто фигурировали в мифах. Купидон был ужален пчелой, когда воровал мед из улья — эту сцену изобразил Лукас Кранах Старший на картине «Венера и Купидон, похититель меда».

Испанских художников Гойю и Пикассо увлекала тема противостояния тореадора и быка. У древних греков бык ассоциировался с силой и властью, но не с жестокостью: древнегреческий бог Зевс превратился в быка, чтобы похитить прекрасную Европу, в связи с этим быка стали связывать с европейским континентом.

Крокодила иногда связывали с Африкой или Азией, а Слон символизировал Восток (согласно Ветхому Завету) или Африку.

На многих картинах можно увидеть изображение кота, которого чаще всего представляли спокойным домашним животным. Однако притаившаяся или спрятавшаяся кошка может означать скрытую угрозу. На картине Мане «Олимпия» (1863) черный котенок с поднятым вверх хвостом смотрит прямо на зрителя, возможно, он извещает о приходе к куртизанке гостя. Вообще черный кот считался атрибутом колдунов и ассоциировался со злом. Верность — добродетель, присущая вечным соперникам кошек — собакам. Их также представляли в виде охранников, кроме того, собак связывали со скупостью.

Многие животные упоминались в Ветхом и Новом Заветах. Главое из них — агнец (ягненок), образ которого неразрывно связан с Христом. Агнцы также могут символизировать последователей Христа, Доброго Пастыря. Подобное изображение можно увидеть на раннехристианских мозаиках в Мавзолее Галлы Плацидии в Равенне.

 

В Ветхом Завете не раз упоминался верблюд. Это животное считалось царским — верблюд сопровождал волхвов в их путешествии в Вифлеем. Святого Иоанна Крестителя часто изображают в одеянии из верблюжьей шерсти. Согласно Ветхому Завету, «Сказал Господь Моисею и Аарону: Скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле». Среди разрешенных животных не было верблюда и свиньи — их мясо считалось нечистым. Вообще свиньи ассоциировались с жадностью и похотью.

Раннехристианским символом являлась рыба. Это объясняется тем, что в слове ichthus (греч. «рыба») зашифрована фраза Iesus CHristos, THeou Uios, Soter, которая переводится как «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель». В эпизоде «Чудесный улов» евангелист Лука рассказывает о великом множестве рыбы, пойманной будущими святым Петром и святым Андреем, что символизирует народы, которые будут обращены в христианство.

Еще одно важное для христианской иконографии животное — олень. На мозаиках в Мавзолее Галлы Плацидии можно увидеть оленя, пьющего из животворящего источника. Это животное является атрибутом святых Евстафия, Эги-дия, Губерта и Юлиана.

 

На картине светского живописца Эдвина Ланд-сира «Король Глена» изображен гордый царственный олень, символизирующий правящую викторианскую элиту Англии. Олень часто изображался на гербах королевских домов и аристократических семейств. К примеру, он присутствовал на гербе английского короля Ричарда II. На синих одеяниях ангелов, изображенных на Уилтонском диптихе, можно увидеть изображение оленя. В античной мифологии с оленем связывают богиню охоты Диану (Артемиду). Она превратила в оленя юношу Актеона, разгневанная тем, что он подглядывал за ней во время купания.

В мифологии и христианстве важным символическим значением наделялся козел. Согласно мифу, коза Амалфея вскормила Зевса — верховного бога древних греков. Козел также ассоциировался с Паном, Вакхом и похотливыми сатирами. Иудеи приносили козлов в качестве жертвы Богу: «козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения». На картине «Козел отпущения» (1854-1855) Уильяма Холмана Ханта изображено одинокое животное, согласно христианской традиции символизирующее Христа. В Евангелии от Матфея козлы уподоблены неверующим, но когда все народы предстанут перед Христом, он «отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов».

животные На картине Яна ван Эйка «Чета Арнольфини» маленькая собачка у ног супружеской пары символизирует  верность.

 Лев с древних времен считался царем зверей, и его изображение можно увидеть на многих гербах королевских и  дворянских семей. Лев ассоциировался с силой, упорством, мужеством. Он появляется в сюжетах, в которых речь  идет о сверхъестественной силе героя, например па произведениях, посвященных ветхозаветным Давиду и  Самсону, а также-мифическому Геркулесу. Лев, мирно соседствующий с другими животными, символизирует рай  золотого века. Пророк Даниил, отказавшийся отречься от своей веры в вавилонском плену, был брошен в ров со  львами, но чудесным образом спасся, что символизирует и спасение Богом его народа. Питер Пауль Рубенс,  вдохновленный этой историей, написал картину «Пророк Даниил в логове львов» (1615). Бдительность — еще одно  качество, присущее льву.

 

Как сказано в Ветхом Завете, «лев, силач между зверями, не посторонится ни перед  кем». Изображение львов устанавливалось у входа в здания (например. Львиные врата в Микенах), в основании  церковной кафедры. В античной мифологии львы были запряжены в колесницу Кибелы, персонифпро-вавшейся с  Матерью-Землей. В христианской иконографии лев является атрибутом святого Иеронима. Крылатый лев — символ  евангелиста святого Марка, покровителя Венеции.

Еще во времена античности считалось, что змея отличается особой жизненной силой и обладает исцеляющими свойствами. Кадуцей — жезл, обвитый змеей, — является атрибутом древнегреческого бога врачевания Эскулапа (Асклепия). Он до сих пор остается эмблемой медицинской профессии. Меркурия (Гермеса) также часто можно увидеть с кадуцеем, который он получил от бога Аполлона.

животные

В древности змея ассоциировалась с мудростью, что подтверждает Евангелие: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби». Однако в Ветхом Завете змею связывали со злом и дьявольской хитростью: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог». На изображениях сцены Искушения змея представляли с головой женщины. Ева, искушенная змеем, взяла запретный плод и передала его Адаму. На произведениях, посвященных Непорочному Зачатию, Дева Мария нередко изображается стоящей на змее, что символизирует победу над злом.

С древних времен змея являлась фаллическим символом. Дьявола и демонов часто изображали со змееподобными половыми органами. Яд змеи смертельно опасен, однако, по легенде, святой Иоанн Богослов выпил яд, но остался жив. Именно поэтому его атрибутом является чаша со змеями.

В одной из «Эклог» Вергилия говорится о змее, притаившейся в траве. Этот образ всегда ассоциировался с опасностью, тайной угрозой в идиллической на первый взгляд обстановке. К примеру, жена Орфея, прекрасная Эвридика, умерла от укуса змеи, на которую случайно наступила.

Кобра считается символом Египта. Головной убор фараонов был украшен уреем — изображением священной кобры. Считалось, что Египет непобедим так же, как смертелен укус кобры.

Считалось, что саламандра, ящероподобная рептилия, живет в огне. Она помогает добрым делам и разрушает зло. Саламандра была изображена на гербе французского короля Франциска I.

 На картине Карпаччо «Святой Иероним приводит в монастырь льва» изображен лев, покорно следующий за  святым 

 

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *