Пейзаж и стихии в западноевропейском искусстве?
Вплоть до конца XVI века пейзаж в западноевропейском искусстве играл роль фона для изображения той или иной сцены. В эпоху Ренессанса художники стали более тщательно прописывать детали ландшафта, добиваясь натуралистичности изображения.
Пейзаж отражает отношения человека и природы. Сельские пейзажи передают красоту природы, незатронутой цивилизацией. Пасторали напоминают о золотом веке, когда человек жил в гармонии с природой. Позже стали появляться пейзажи с возделанными полями и безоблачным небом. Драматические пейзажи символизируют торжество сил природы. Немаловажно время суток и освещение — рассвет символизирует надежду, вечерние тени навевают мрачные мысли, дурные предчувствия.
Пейзажи могут служить разным целям: топографические в точности передают ландшафт, пасторальные — идиллическую красоту природы. Ландшафт, на фоне которого разыгралась битва, также может нести смысловую нагрузку, как, например, на картине Альтдорфера «Битва Александра Македонского с персидским царем Дарием при Иссе». Антуант Ватто предпочитал пасторальные сцены, изображая влюбленных на фоне идеализированного пейзажа. Пейзажи сделали знаменитыми импрессионистов. Сезанн, Ван Гог, Гоген предпочитали дикую и яркую природу.
Времена года передавали настроение: зима ассоциировалась с отсутствием красок, угасанием, весна и лето — с оптимизмом обновления и начала жизни, осень отождествлялась с урожаем и изобилием. Сцены с изображением сбора урожая или сорванных плодов связаны с летом. На картине Жана-Франсуа Милле «Сборщицы колосьев» (1857) изображены бедные женщины, вынужденные подбирать оставшиеся на поле колосья.
В ветхозаветной Книге Бытия сад Эдем описывается как земной рай, в котором растут всевозможные цветы и деревья и все животные чувствуют себя в безопасности. Бог изгнал Адама и Еву из рая за то, что они ослушались его и попробовали запретный плод с Древа познания добра и зла. Эта тема была чрезвычайно популярна в средневековом искусстве и в эпоху Ренессанса. Сады также были связаны с темой любви, плотских удовольствий и придворной жизни, поскольку в Средние века они находились только на территориях замков и монастырей.
В Средневековье была необычайно популярна французская аллегорическая поэма «Роман о Розе» (XIII век), в которой рассказывается о поэте, однажды проснувшемся в прекрасном весеннем саду, напоминающем рай. Прогуливаясь по нему, он встречает аллегорические персонажи — Ненависть, Страх, Скупость, Радость, Красоту, Богатство — и вдруг случайно видит отражение Розы, в которую влюбляется. Далее описывается его поиск Розы — аллегории возлюбленной. Это произведение было неиссякаемым источником вдохновения для художников на протяжении многих веков.
Изображение Девы Марии в обнесенном стеной цветущем саду представляет собой иконографический тип Hortus Conclusus — «запретный сад» и символизирует «непорочное зачатие». Примером такого изображения является «Райский сад. Мария со святыми в саду» (XV век) Мастера франкфуртского райского сада.
В Англии сады разбивались для прогулок и развлечений королевских семей и аристократии. Вплоть до 1750-х годов в садово-парковом искусстве в моде была четкая симметрия с аллеями, террасами, живыми изгородями, которые имели геометрическую форму. В XVIII веке регулярный парк был вытеснен пейзажным, который ввел в моду ландшафтный архитектор Ланселот Браун, прозванный «умелым Брауном».
Он предпочитал естественный, находящийся в гармонии с природой ландшафт с прудами, насыпями и газонами, и черпал вдохновение в картинах французского живописца Клода Лоррена, а также в литературных источниках с описанием садов с гротами и аллеями.
В XIX веке в эпоху романтизма в изобразительном искусстве и литературе стало популярным описание и имитирование необыкновенных ландшафтов.
Четыре стихии — вода, воздух, земля и огонь — ассоциировались с античными богами. Так, землю связывали с богинями Церерой (Деметрой) и Опс (Реей) и изображали с глобусом или рогом изобилия. Земля также ассоциировалась с Кибелой и щедрым золотым веком. Воду представляли в виде морского пейзажа, изображения реки, заросшей камышом и полной рыбы, в образе владыки морей Нептуна (Посейдона) или речного бога. С водой была связана Венера (Афродита), рожденная из морской пены. С огнем ассоциировали Вулкана (Гефеста), которого изображали в кузнице, а также солнце. Воздух представляли в образе Борея, бога северного ветра. Зефира, бога западного ветра, или в виде павлина Юноны (Геры). Богиню Селену (Луну) отождествляли с Луной, сестрой Солнца. Ее связывали с богиней Дианой (Артемидой), которую часто изображали с месяцем в волосах или на небе. Луна символизирует ночь, а также чистоту Девы Марии на произведениях с изображением Непорочного Зачатия. Солнце и луна могут выражать идею годичного цикла, символизировать вселенную или брак.
В живописи можно увидеть Млечный Путь — скопление звезд на ночном небе. Согласно одному из мифов, Юпитер (Зевс) решил обессмертить своего сына Геркулеса (Геракла), рожденного от смертной женщины, украдкой подложив его к груди своей спящей супруги Юноны (Геры), чтобы отпрыск напился ее божественного молока. Проснувшаяся Юнона оттолкнула ребенка, а брызнувшая из ее груди струя молока превратилась в Млечный Путь на небе и лилии — на земле. Тинторетто изобразил эту сцену на картине «Происхождение Млечного Пути» (ок. 1570). Радуга ассоциировалась с богиней Ирис (Иридой), считалось, что по ней она спускается к смертным с посланиями от богов. В Ветхом Завете рассказывается, что радуга появилась на небе после окончания потопа в знак того, что Бог воссоединился с людьми: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею»-. Согласно Откровению Иоанна Богослова, радуга окружает трон Христа во время Страшного суда.