Предметы, увеселительные забавы, игры и эмблемы в произведениях искусства

свеча Изображенные в произведениях искусства предметы и занятия имеют символическое значение. Доспехи — атрибут  римского бога войны Марса и его  сестры богини Беллоны, а также греческих богов — Ареса и Афины. В доспехах  изображали не только богов, но и аллегорию Стойкости (Мужества),  персонификацию Европы, архангела  Михаила, а также некоторых христианских святых — Либерала и Георгия. Понтий Пилат и его солдаты также  предстают в доспехах в сценах Страстей Христовых. Оружие и доспехи ассоциируются с античным богом  кузнечного ремесла Вулканом (Гефестом).  Аллегории Победы и Мира изображались на фоне груды сваленного  оружия. Путти, стоящий на доспехах или рядом со спящим воином, — символ триумфа  любви. В XV веке в Италии  художники прославляли просвещенных воинов. Так, Педро Берругете написал герцога Урбинского Федериго да  Монтефельтро читающим книгу в доспехах (1480).

 Цепи ассоциируются с пленом и тюремным заточением в прямом и переносном смысле слова. Цепи — атрибут  святых Леонарда и Винсента. Венеру и Марса также изображали запутавшимися в сети из цепей, которые выковал  Вулкан, чтобы уличить супругу в неверности.

 Купидон имел два типа стрел: золотыми он поражал свою жертву любовью, свинцовыми — отвращал от любви:  «Одна прогоняет любовь, другая внушает. Та, что внушает, с крючком, — сверкает концом она острым; та, что гонит, — тупа, и свинец у нее под тростинкой»1. Лук со стрелами — атрибут богини Дианы (Артемиды) и бога Аполлона. По легенде, стрелы бога Аполлона могли вызвать эпидемию.

К святому Себастьяну, который был пронзен стрелами, но выжил, обращались с просьбой избавить от эпидемий. В эпоху Ренессанса в Италии его изображали проткнутым стрелами. Святая Тереза предстает перед нами пронзенной божественной стрелой, вызвавшей у нее мистические переживания. Сцены охоты — развлечения особ королевской крови и знати — ассоциировались с богатством и властью и позволяли художникам изобразить фигуры людей и животных в движении. Святого Евстафия и Губерта представляли в образе охотников, а охоту на единорога символически связывали с травлей Христа.

В XVII веке в Европе карточными играми увлекались как богатые, так и бедные слои населения. Однако моралисты порицали это развлечение, отождествляя игру в карты с бездельем и безнравственностью. Ян Стен изобразил разбросанные карты на картине «Кавардак», предостерегая от последствий увлечения азартными играми. На картинах Стена «Ссора карточных игроков» (1664-1665) и «Аргумент в карточной игре» (1660-е) изображены потасовки между картежниками. На одном из полотен триптиха «Прошлое и будущее» (1858) Августа Эгга, посвященном краху семьи, мы видим девочку, у которой рассыпался карточный домик. Сезанн представлял игру в карты как обычный досуг французов. Туз червей в руке Купидона намекает на любовь, в то время как чистая карта предостерегает об опасности в любви. Одна или несколько игральных костей символизируют судьбу, риск («жребий брошен»). Кости являются атрибутом Фортуны. Монеты ассоциируются со взяточничеством.

Цвет ультрамарин получали из дорогой ляпис-лазури и использовали для того, чтобы подчеркнуть богатство заказчика или важность работы. Пурпур, ассоциировавшийся с коронованными особами, изготовляли из двух дорогостоящих пигментов. Красный цвет также относился к дорогим красителям. Черный цвет ассоциировался со смертью.

По цвету одежды можно определить род занятий и принадлежность человека к той или иной общности, узнать одного и того же персонажа, особенно в многофигурных композициях и в повествовательных циклах. В итальянской живописи Дева Мария чаще всего облачена в голубое одеяние, в произведениях художников Северного Возрождения — в красное. Цвет одежды также символически отражал период жизни того или иного персонажа. Так, красное платье Марии Магдалины олицетворяет греховную жизнь, которую она вела до встречи с Христом, зеленое ассоциируется с ее отшельнической жизнью. С эпохи Возрождения до XIX века художники в своих произведениях использовали натуралистические цвета, за исключением изображения инфернальных существ. Позднее художники стали использовать в своих работах декоративные и эмоциональные свойства цвета. Василий Кандинский (1866-1944) приравнивал цвет к музыке по силе воздействия на человека.

Гребень для чесания шерсти — атрибут святого Власия и апостола Варфоломея, с которых мучители живьем содрали кожу. На фреске «Страшный суд» (1536-1541) Микеланджело изобразил апостола Варфоломея с орудием его мученической смерти и снятой кожей, придав ему свои портретные черты.

Женщина с зеркалом — символический образ тщеславия. Однако Эдгар Дега (1834-1917) изображал женщин за туалетом, не вкладывая столь глубокий смысл в свои произведения. Еще один типичный женский предмет, особенно популярный в эпоху Возрождения, — кассоне — свадебный сундук для хранения приданого, украшенный резным декором и живописными панно с изображением мифологических, исторических сюжетов и библейских сцен.
Весы — атрибут Справедливости. Циркуль может означать разум. Он ассоциируется с Меланхолией и является инструментом астрономов, математиков и архитекторов. Перед сотворением мира Бог «проводил круговую черту по лицу бездны», что изображено Уильямом Блейком на картине «Великий архитектор» (другое название «Ветхий днями», 1794). Кадуцей — жезл, обвитый двумя змеями (иногда с крыльями) — атрибут Меркурия (Гермеса), символ посланников и знак мира. Люди изревле приписывали змеям обладание исцеляющей силой. Асклепия изображали с жезлом, обвитым одной змеей, что восходит к библейской легенде о том, что пророк Моисей, следуя указанию Бога, исцелял изображением медного змия людей, укушенных ядовитыми змеями. Палица -символ силы и атрибут Стойкости, а также святых Фаддея, Иакова Младшего, античных героев Геркулеса и Тесея, который убил разбойника Перифета, забивавшего путников медной палицей.

Посох — атрибут пастухов, бога Аполлона, а также Христа (Доброго Пастыря) и его учеников-апостолов.

Посох ассоциируется с епископским саном, указывая на то, что епископ ведет свою паству. Костыль — спутник стариков и калек, отшельников, нищих и паломников, а также атрибут святого Антония и святого Ромуальда. Сальвадор Дали, создавший собственный язык символов, часто изображал костыль, как, например, на картине «Загадка Вильгельма Телля» (1933).

Скипетр — жезл лица, облеченного властью, монарха или императора, на его навершии, как правило, изображается эмблема или атрибут. Символом власти также является зонт и балдахин. Императора Священной Римской империи изображали с зонтом, который он держит над Римским Папой, в знак заключения союза.

В Ветхом Завете светильник означал божественный свет и мудрость. Эффект свечения божественного света мастерски изображал Караваджо. Слова, произнесенные Христом («Доколе Я в мире, Я свет миру»), вдохновили Уильяма Холмана Ханта на создание картины «Светоч мира» (1853-1856). Пейзаж, изображенный на картине «Доярка в окрестностях Дордрехта» (ок. 1650) Альберта Кёйпа, залит мягким золотистым светом и навевает воспоминания о сельской жизни, в которой люди живут в гармонии с природой. В христианском искусстве свеча евхаристии олицетворяет присутствие Христа во время богослужения, пасхальная свеча — воскресение Христа. Менора — семисвечник — символ иудаизма. Свеча на голландских натюрмортах XVII века означала быстротечность жизни. Паруса и развевающаяся портьера символизируют ветры или процветание и успех, особенно на изображениях триумфа. Но ветры переменчивы, поэтому они могут ассоциироваться с непостоянством Фортуны. В христианской иконографии корабль символизирует место спасения верующих, Ноев ковчег и лодку, в которой находились ученики Христа, когда он ходил по водам Гени-саретского озера.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *