Времена года в картинах
Время года в живописи можно определить по изображению топ пли иной сельскохозяйственной активности или погоды. Питер Брейгель Старший создал цикл картин «Времена года». К примеру, «Охотники на снегу» (ок. 1560) представляют январь и февраль. Джузеппе Арчимбольдо выстраивал свои изображения из овощей, фруктов и колосьев.
Времена года также ассоциировали с возрастом человека. Эту идею очень удачно воплотил Давид Тенирс Младший в цикле из четырех картин «Времена года» (1644). «Весна» представлена им в образе юноши с саженцем, «Лето» — в образе молодого мужчины со снопом пшеницы, «Осень» художник изобразил в виде зрелого мужчины с бокалом вина, а «Зиму» представил стариком в меховой шапке и кафтане, греющим руки над жаровней. Пуссен (1594-1665) связал сцены из Ветхого Завета с порами жизни человека: Адам и Ева в раю — весна, Руфь и Вооз — лето, возвращение разведчиков, направленных Моисеем из Земли обетованной, — осень, потоп — зима.
В итальянском искусстве времена года представляли в образе античных богов. Весну — пору цветения — связывали с богиней Флорой, а также представляли в образе девушки с цветами или сельскохозяйственными инструментами. Лето — время сбора урожая — олицетворяла девушка с колосьями, фруктами или серпом. Осень — горячая пора для виноделов -связывали с богом виноделия Вакхом (Дионисом) и изображали в виде фигуры с виноградными гроздьями. Зиму чаще всего представлял Вулкан (Гефест), бог кузнечного дела, или старик, согревающийся у жаровни на фоне зимнего пейзажа.