Загадки Греции. История современной Греции

НЕМЫЕ СВИДЕТЕЛИ

Зачарованно смотрят люди и по сей день на античные сооружения, воторые вот уже две с половиной тысячи лет прославляют величие древней Греции и доносят до нас менталитет древнего народа, положившего начало европейской цивилизации.


Драма

До наших дней лучше других театров античности сохранился крупнейший театр в Эпидаре, рассчитанный на 15 ооо мест. В греческих городах с зарождавшейся демократией считалось гражданским долгом ходить на трагические и комические представления, когда на сцене разыгрывались конфликты новой демократической эпохи в назидание гражданам, забывшим, что такое власть деспотов. Театр учил: не только деспотизм, но и свобода могут таить в себе ужасные последствия.

Ордер
На возвышении —капитель ионической колонны. Это все, что осталось от античного здания в Дельфах, давным — давно разрушенного. Греческая архитектура подчинялась строгому формальному канону. Все общественные здания строились в соответствии с дорическим, ионическим или коринфским стилем. Канон распространялся на внешний вид колонн и многие другие архитектурные детали. Мастерство архитектора измерялось его изобретательностью и умением разнообразить свои идеи в рамках дозволенного.

Культ
Если верить легенде, то первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н. э. Олимпиада считалась празднеством в честь отца всех греческих богов —Зевса. Спортивные соревнования заменяли культовую церемонию, поэтому рядом со стадионом греки воздвигли большое святилище во славу Зевса. На его территории находился храм Герайон (слева). Долгое время ученые считали его храмом жены Зевса Геры, которой божественный супруг частенько изменял. Возможно, этот Герайон посвящался и самому Зевсу.

Загадки ГрецииКолония
На юге Сицилии около 650 лет до н. э. была основана одна из греческих колоний —город Селинунт. Таких колоний в VIII — VII веках до н. э. насчитывалось более ста. Поселения греческих колонистов возникали повсюду на берегах Средиземного и Черного морей, но жизнь в колониях нередко бывала очень опасной. Например, в 409 году до н. э. Селинунт разграбила армия Карфагена, после чего пришлось отстраивать разрушенный город заново. Этот храм благополучно пережил тогдашнее нападение. Предполагается, что он посвящался греческой богине Гере.

БОГАТСТВО

Эта улица некогда соединяла греческий город Коринф с одним из его портов —Лехайоном. Своей пышностью и блеском она обязана пришедшим позднее римлянам. Коринф находился на перешейке, соединяющем Среднюю Грецию и Пелопоннес, и разбогател в результате торговли. По легенде город сотворил царь, хитроумный и неутомимый Сизиф. Корабли, отправлявшиеся в путь под парусом из Коринфа в Сицилию, выходили в море из Лехайона. В сторону Эгейского моря они отплывали из второго коринфского порта — Кенхреи.
Антонис Лиакос —уважаемый в Афинах профессор истории. Если спросить его, что значит быть сегодня греком, он вспомнит в ответ две поэмы своих соотечественников. Одна из них принадлежит перу Костиса Паламаса, написавшего ее в 1896 году. Это гимн Олимпийских игр. Согласно его тексту, Греция — это сплошной классический ландшафт, с культурными памятниками, оставшимися от минувших эпох. Там есть все, что выстроили в прошлом не только греки, но и их завоеватели: римляне, византийцы, венецианцы и османы. Все эти археологические находки образуют своего рода годовые кольца на срезе двухтысячелетнего древа истории греческого народа. Прислушаешься к гимну, и перед глазами встает образ страны, пребывающей в гармонии со своей историей; образ нации, преисполненной гордости за свое блистательное прошлое; народа, с олимпийским спокойствием впитавшего даже культуру своих узурпаторов. Неужели это и есть облик современной Греции?

Второе стихотворение рисует уже менее идиллическую картину. Его автор — Йоргос Сеферис, лауреат Нобелевский премии по литературе 1963 года.

В его стихах Греция предстает в образе человека, очнувшегося от глубокого сна и сжимающего в руках античную голову из мрамора. Он словно не знает, как без этой головы жить дальше и что с ней делать. Ему попросту надоело за нее постоянно держаться.

«Нынешняя Греция отчаянно пытается найти свою новую национальную идентичность, разрываясь между современностью и античностью». Так интерпретирует стихи Сефериса греческий историк Антонис Лиакос. Для страны, которая стремится жить по законам современности, античность становится непосильной ношей. Это мнение разделяет и афинский писатель — философ Никое Диму. Конечно, современным грекам лестно слыть наследниками Аристотеля и Платона. Но в этой славе есть и что — то тягостное, говорит он. «Как будто древние предки —нобелевские лауреаты, а их потомки —простые троечники».

История современной Греции (Эллады) началась с провозглашения независимости Греции в 1830 году. С тех пор граждане нового государства стали именоваться греками —эллинами. Но и у этих названий была непростая история. Стараниями отцов христианской церкви слово «греки» давно приобрело новое значение. Так в народе теперь звали язычников.

Христианство закрепилось в восточной части Средиземноморья в IV веке н. э. Христиане приняли греческий язык и сохранили многие философские и поэтические произведения греков, а также их трактаты по медицине, математике и астрономии. Но при этом они уничтожили свидетельства эпохи эллинизма: философские школы, статуи, храмы, театры, борцовские арены и все площадки для публичных диспутов. Христиане тогда же и приравняли все «греческое» к «языческому».

До христианства в Средиземноморье господствовала античность —историческая эпоха, отличавшаяся распространением греческих языка и культуры. Ее истоки уходят в VIII век до н. э., а ее конец совпадает с окончательной христианизацией Римской империи в VI веке н. э. Афины, как и многие другие греческие города, более 800 лет входили в состав Византийской империи. В Афинах эпоха античности завершилась с запретом религиозных культов и Олимпийских игр. А главный афинский храм Парфенон на священном холме Акрополе превратился в христианскую церковь.

В середине XIV века Грецию завоевала Османская империя, истребившая все эллинистические традиции. Османское владычество продолжалось почти 500 лет. Свое возрождение в качестве независимой нации Греция отпраздновала лишь в 1830 году.

В те времена среди европейских интеллектуалов было много поклонников античности. Они считали, что новая Греция должна была занять место Древней Эллады, считавшейся колыбелью европейской цивилизации и демократии. Появилось даже движение филэллинов, сочувствовавших Греции в борьбе за освобождение от турецкого ига. К нему примкнули лорд Байрон, Виктор Гюго, Александр Пушкин, Генрих Гейне и даже баварский король Людвиг I.

«Античность стала главным духовным капиталом нового греческого государства»,считает эксперт по истории Восточной Европы из университета Вены Оливер Йене Шмитт. Именно этот капитал гарантировал Греции симпатию стран Западной Европы: «К Греции всегда относились благосклоннее, чем к ее балканским соседям».

Новоиспеченное государство тщательно старалось оправдать ожидания Европы. Оно целиком посвятило себя культу античности, объявив себя прямым наследником Древней Эллады. Оливер Шмитт считает, что, утвердив Грецию на роль преемницы Эллады, греческая элита тем самым возвела ее на почетный пьедестал — и сама поверила в свое превосходство над славянами, албанцами и турками. В результате греки переоценили свои силы и ввязались в изнурительные греко — турецкие войны.

В XIX веке греческие ученые стремились укрепить идею об исторической связи античной и современной Греции. Они разработали литературный язык, который сильно напоминал общегреческий обиходный диалект (койне), распространенный в эллинистический период. Городам и селам были возвращены старые названия, а карту Греции украсила сеть исконных исторических памятников. Среди них оказались такие археологические центры, как Акрополь, Дельфы, Олимпия, Эпидавр, Микены и Кносс. На Акрополе и в Афинах устроили архитектурную «чистку», снеся все постройки времен Римской империи и Византии.

В эллинистический облик новой Греции поверили все — и греки, и европейцы. Теперь новая Эллада дорого расплачивается за свое возрождение. В глазах остального мира она изрядно отстает от достижений своих античных предков.

Современное греческое общество, по сути, выросло на почве совсем другой культуры. Оливер Йене Шмитт уверяет, что глубинные корни греков надо искать не в античности, а в эпохе Османской империи. Это касается и балканских соседей Греции. Здесь и недоверие граждан к государству, и неэффективность государственных структур, и коррупция, и неумение договариваться, и скептичное отношение к рыночной экономике. В общем, все то, что характерно для балканских государств.

Финансовый коллапс в Греции пошатнул всю европейскую экономику. Защищая родину, греческий писатель Никое Диму напоминает о драматизме ситуации, в которой оказалась страна, и просит не судить ее слишком строго: «У нас молодая демократия, а до этого мы жили под железной пятой всесильного государства. И в Византии, и в Османской империи, и при греческой монархии. У нас даже никогда не было собственной буржуазии. Да, мы освободились из — под турецкого гнета, но после этого надолго застряли в феодализме».

БЫЛОЙ БЛЕСК — ТЯЖКОЕ НАСЛЕДИЕ

«Народы Европы, проснитесь!» Плакаты с этим призывом демонстранты развернули прямо под стенами Акрополя. Греческие коммунисты организовали эту скандальную акцию протеста в мае этого года. Многие греки сочли ее надругательством над национальным символом страны. Таким образом партийные активисты выразили свой протест против правительственной политики жесточайшей бюджетной экономии. Европейский союз решил поддержать греческую экономику, оказавшуюся в глубочайшем кризисе, выделив несколько миллиардов евро на спасение банковской системы страны. В качестве ответных мер греческое правительство обязалось принять жесточайшие меры по контролю за расходами. Правительственные меры по сокращению бюджетного дефицита привели к акциям протеста, которые не обошлись без столкновений с полицией.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *