Короткая биография — КОНФУЦИЙ (ок. 551 — ок. 479 до н. э.)
Истинное имя человека, которого в Европе знают как Конфуция, — Кун Цю, вкупе с тем в литературе можно часто узреть и такие варианты, как Кун-цзы, Кун Фу-Цзы либо просто Цзы, что значит «учитель». Конфуций – величавый старый китайский философ, мыслитель, мудрец, основоположник философской системы, получившей заглавие «конфуцианство». Его учение стало весомым фактором духовного, политического развития Китая, Восточной Азии, посреди всех мыслителей старого мира ему принадлежит статус 1-го из величайших. В базе учения Конфуция лежала естественная людская потребность в счастье, рассматривались многосторонние вопросы актуального благополучия и этики.
Родился Конфуций примерно в 551 до н. э. в Цюйфу (современная провинция Шаньдун) и являлся потомком аристократического обедневшего рода, отпрыском старого бюрократа и его молодой наложницы. С детских лет он узнал, что такое томная работа и нужда. Трудолюбие, любознательность и понимание необходимости быть человеком культурным сподвигнули его идти по пути самообразования и самосовершенствования. Работал в молодости смотрителем складов и госземель, но призвание его было в другом — в том, чтоб учить других. Он начал заниматься этим в 22 года, стал первым личным китайским учителем, а потом снискал славу самого известного преподавателя в Поднебесной. В открытую им личную школу воспринимали учеников без оглядки на их вещественное состояние и благородство происхождения.
На муниципальную службу Конфуций в первый раз попал уже в зрелом, 50-летнем, возрасте; в 496 до н. э. занимал должность первого советника в Лу, но из-за интриг, невозможности реально оказывать влияние на госполитику вышел в отставку, чтоб целых 13 лет странствовать в компании учеников по Китаю. В процессе путешествия он наносил визиты к правителям различных областей, стараясь донести до их этико-политическое учение, перевоплотить их в единомышленников, но целей собственных не достигал.
Возвращение в Лу состоялось в 484 г. до н. э. С сих пор биография Конфуция всецело связана с преподаванием. Предание говорит, что количество его учеников приближалось к трем тыщам, из которых приблизительно 70 могли именовать себя наиблежайшими, а 12 всегда неотступно следовали за наставником. По именам же понятно 26 человек, которые доподлинно являлись его учениками. Параллельно преподаванию Конфуций занимался книжками: собирал их, классифицировал, редактировал, распространял – а именно, Ши-цзин («Книгу песен»), И цзин («Книгу перемен»). Погибель достигнула величавого китайского мудреца приблизительно в 479 г. до н. э., как говорит предание, на берегу тихо несущей свои воды реки, под сенью листвы. Похоронили философа на кладбище, на котором потом предполагалось хоронить только его потомков, более близких учеников, последователей.
Новенькая жизнь учения Конфуция началась после погибели его создателя. Последователями была написана книжка «Беседы и суждения» («Лунь-юй»), представлявшая собой записанные беседы учителя с единомышленниками, учителями, выражения Конфуция. Скоро она заполучила статус канона его учения. Конфуцианство получило всеобщее признание, а после 136 г. до н. э. с подачи правителя У-ди получило статус официального вероучения. Конфуцию поклонялись как божеству, считали первоучителем населения земли, строили в его честь храмы. Культ величавого китайского мудреца не стал поддерживаться с началом буржуазной Синьхайской революции (1911 г.), но авторитет Конфуция как и раньше велик и не подвергается ревизии.