Короткая биография — АРИСТОФАН (ок. 445 — ок. 385 до н. э.)
Аристофан — древнегреческий драматург, комедиограф, за которым закрепился статус «отца комедии», появился на свет в Аттике. Четкая дата его возникновения на свет, равно как и дата погибели, неведома и указывается примерно — 445 г. до н. э. (в ряде источников указывается 448 г. до н. э.). Биография Аристофана достаточно небогата, но зато он является единственным представителем аттической комедии, чьи произведения, хоть и далековато не все, дошли до нашего времени полностью, а не только лишь в виде отрывков. Их семья была достаточно обеспеченной; ее главе, папе Аристофана Филиппу, принадлежал на правах колониста земляной участок на о. Эгина. Конкретно этим обстоятельством разъяснялся отказ многих современников драматурга считать его гражданином Афин, невзирая на то, что его род брал свое начало в афинском деме Кидафина. В этом же городке будущий отец комедии получал образование.
Возможности к творчеству проявились рано: 17-летним юношей он уже придумывал стихи и музыку. В юном возрасте начался и его путь комедиографа: 1-ая комедия, «Пирующие», была написана в 427 г. до н. э., потом последовали «Вавилоняне» (426) и «Ахарняне» (425). Эти пьесы были подписаны именованием его друга Каллистрата: сам Аристофан был очень молод и безвестен, и не считая того, у него не было средств на хор. Из-за сатирического содержания представленных на Величавых Дионисиях «Вавилонян», осмеяния героя, в каком явственно угадывался влиятельный демагог Клеон, был привлечен последним к суду. Детали судебного заседания затерялись в толще веков, но понятно, что суровых последствий для обвиняемого не было. Более того — в очередной комедии, «Всадники» (424), образ героя, для которого Клеон послужил макетом, был выписан так критически, что Аристофану пришлось играть его самому: актеры отказались, боясь мести влиятельного политика.
Таким же смелым, бесжалостным, бескомпромиссным, язвительным драматург оставался фактически во всех собственных произведениях, и в особенности в относящихся к периоду ранешнего творчества. Считается, что всего его перу принадлежит 44 комедий, из которых до нашего времени сохранилось в полном виде только 11, посреди которых «Ахарняне», «Всадники», «Облака», «Осы», «Женщины на праздничке Фесмофорий», «Лисистрата», «Лягушки» и др. Сохранилось и приблизительно 900 отрывков из других произведений, дающих представление о его творчестве.
Равномерно Аристофан отводил политике, изобличению пороков сильных мира этого меньше и меньше места, но его комедии не переставали приниматься на ура публикой, которая называла его Комиком (как Гомера – Поэтом). Они служили отражением взглядов состоявшихся фермеров, страдающих от затяжных военных действий (в то время шла долгая Пелопонесская война) и политики правящих кругов, с почтением относившихся к старенькым традициям, с настороженностью – ко всему новенькому, модным веяниям, не терпевшим пустой трепотни заместо определенных дел. Конкретно с подачи Аристофана слово «демагог», означавшее нейтральное «предводитель народа», получило значение, в каком мы употребляем его на данный момент.
Понятно, что у Аристофана было как минимум два отпрыска – Арар и Филипп, также избравшие поприще сочинения смешных произведений. Конкретно Арар под своим именованием представил публике две последние комедии отца — «Эолосикон» и «Кокал», который примерно в 385 г. до н. э. скончался в Афинах. Во 2-м произведении были применены сюжетные полосы, положившие начало комедии нового эталона.
Сейчас трудно по достоинству оценить творчество отца комедии, блистательность его сатиры, так как многие параллели, намеки, описания были понятны только современникам. Читателей более позднего времени смущали неблагопристойность, фривольность, грубость языка комедий Аристофана, но это всего только отражение характеров эры. Но публицистического запала его произведений, полета фантазии, живого юмора, стройности художественной формы хватило для того, чтоб до сего времени не сходить с европейских театральных подмостков. Такие общепризнанные мастера слова, как Рабле, Расин, Гейне, Филдинг, Шелли, Гёте, Фейхтвангер, Маяковский, испытали на для себя воздействие творчества древнегреческого драматурга.