Короткая биография — МАРК АВРЕЛИЙ (121-180)
Марк Аврелий (имя при рождении — Марк Анний Катилий Север) — римский правитель, представитель позднего стоицизма, получивший прозвище «философ на троне». Марк Аврелий был потомком древнего испанского рода, его папой был претор Анний Вера. Мальчишка родился (26 апреля 121 г.) и рос в Риме, в обществе, приближенном к императору Адриану.
Марк Аврелий был владельцем прекрасного образования. Учитель Диогнет учил его искусству живописи, философии. Привитые ему философские мнения, углубленные в процессе предстоящего образования, оказывали влияние и на стиль жизни. Так, Марк Аврелий с молодых лет воздерживался от всех излишеств, сторонился развлечений, одевался в умеренный плащ, избрал местом для сна нагие доски и спал, набросив на себя животные шкуры.
Невзирая на юные годы, еще при жизни собственного покровителя Адриана Марк был кандидатурой в квесторы и, заняв эту должность 5 декабря 138 г., сумел приступить к административной деятельности. В 138 г. свершилась его помолвка с дочерью Антонина Пия, тогда грядущего правителя. Этот человек, выполняя волю Адриана, усыновил Марка после погибели его отца. После чего его стали звать Марк Элий Аврелий Вер Цезарь.
В 140 г. состоялось 1-ое предназначение Марка Аврелия консулом, в 145 г. он стал им во 2-ой раз. Когда Марку было 25 лет, его страстно увлекла философия, к миру которой его приобщал Квинт Юний Рустик, также другие философы, которых в Рим приглашали специально для обучения Аврелия. Понятно, что он изучал штатское право под началом известного юрисконсульта Л. Волузия Мециана.
Приобщение к управлению государством началось еще 146 г.: тогда Марк Аврелий стал народным трибуном. В январе 161 г. он в 3-ий раз становится консулом, сейчас с братом, который также был приемным отпрыском Антонина Пия, — Луцием Вером. Когда их приемный отец в марте такого же года погиб, они совместно приступили к управлению государством и оба находились у власти прямо до кончины Луция Вера в 169 г.
О Марке Аврелии осталась память как о человечном, высоконравственном императоре, который мужественно переносил выпавшие на его долю превратности судьбы. Он старался терпеливо нести собственный крест, закрывая глаза на неспособность напарника к управлению государством, аморальность супруги, дурной характер отпрыска, окружающую его атмосферу недопонимания.
Будучи философом-стоиком, человеком, который не мог терпеть насилие и войны, Марк Аврелий обязан был, все же, огромную часть правления провести в военных походах, отстаивая границы вверенного ему страны. Так, сразу после кончины Антонина Пия в страну вторглись войска парфян, с которыми Аврелий вел войну до 166 г. В протяжении 166-180 гг. римские войска участвовали в Маркоманской войне: в римские провинции на Дунае вторглись германцы и сарматы. Эта война еще шла полным ходом, как волнениями заявил о для себя Северный Египет. Следствием перманентных военных действий стало ослабление Римской империи, население оскудело, начались эпидемии.
Во внутренней политике правитель Марк Аврелий наибольшее внимание уделял законодательству, судопроизводству, наведению порядка в бюрократической системе. Аврелий посещал заседания сената, лично прогуливался на судебные разбирательства. В Афинах им было учреждено 4 философских кафедры (по количеству господствующих философских направлений); докторам он обеспечил содержание за счет гос казны.
В 178 г. римская армия под командованием Марка Аврелия предприняла удачный поход против германцев, но стала жертвой начавшейся эпидемии чумы. Это болезнь поставило точку в биографии и самого правителя. Случилось это на Дунае, в Виндобоне (сейчас Вена) 17 марта 180 г.
После погибели его официально обожествили. Согласно древней исторической традиции, годы его правления числятся золотым веком, а сам Марк Аврелий – один из наилучших римских царей. После него были найдены и размещены (в первый раз исключительно в 1558 г.) 12 «книг» философских записок (позже им дали общее заглавие «Размышления о самом себе»), отражавших миропонимание «философа на троне».