Короткая биография — ОМАР ХАЙЯМ ГИЯСАДДИН ОБУ-ль-ФАХТ ибн ИБРАХИМ (ок. 1048 — ок. 1122)
Предположительно в 1048 г. 18 мая на севере-востоке Ирана, в городке Нишапура, в семье палаточника родился Омар Хайям (полное имя — Омар Хайям Гиясаддин Обу-ль-Фахт ибн Ибрахим) – выдающийся таджикский и персидский поэт, философ-суфий, математик, астролог, астроном.
Ребенком он был очень даровитым, в 8-летнем возрасте уже интенсивно постигал базы арифметики, философии, астрономии, по памяти знал Коран. 12-летним ребенком Омар поступил на обучение в медресе родного городка. Курс мусульманского права и докторского дела был закончен им на «отлично», но, получив квалификацию доктора, Омар Хайям не стал связывать с медициной жизнь: куда больше его заинтересовывали работы математиков.
После погибели родителей Хайям продал их дом и мастерскую, переехал в Самарканд, который тогда был культурным и научным центром. Поступив в медресе в качестве ученика, он скоро показал такую образованность на диспутах, что его сходу построили в ранг наставника.
Подобно большим ученым его эры, в каком-либо из городов Омар Хайям не жил очень длительно. Потому Самарканд он покинул всего спустя 4 года, переселился в Бухару и стал там работать в книгохранилище. В протяжении 10 лет, прожитых тут, им было написано четыре базовых труда по арифметике.
Понятно, что в 1074 г. он был приглашен сельджукским султаном Мелик-шахом I в Исфахан, с подачи визиря Низам аль-Мулька стал духовным наставником властелина. Также Хайям являлся управляющим большой обсерватории при дворе, равномерно превратившись в известного астролога. Возглавляемая им группа ученых сделала принципно новый календарь, официально принятый в 1079 г. Солнечный календарь, которому дали заглавие «Джалали», оказался более четким, чем юлианский и григорианский. Также Хайямом были составлены «Маликшахские астрономические таблицы». Когда в 1092 г. покровители скончались, в биографии Омара наступил новый шаг: его обвинили в вольнодумстве, потому он уехал из страны Санджаров.
Мировую славу Омару Хайяму принесла поэзия. Его четверостишия — рубаи — являются призывом к занию земного счастья, пусть и мимолетного; им присущ пафос свободы личности, вольнодумства, глубина философской мысли, сочетающиеся с образностью, гибкостью ритма, четкостью, краткостью и емкостью стиля.
Непонятно, все ли из приписываемых Хайяму рубаи являются подлинными, но 66 четверостиший с довольно высочайшей степенью достоверности можно отнести конкретно к его творчеству. Поэзия Омара Хайяма стоит несколько домом от персидской поэзии, хотя является неотъемлемой ее частью. Конкретно Хайям стал единственным создателем, чей лирический герой является личностью автономной, отчужденной от бога и царя, не признающей насилия, выступающей бунтарем.
Известность Омар Хайям снискал, приемущественно, как поэт, но, если б не его деятельность на литературном поприще, он все равно остался бы в истории науки как выдающийся математик, создатель новаторских сочинений. А именно, в трактате «О подтверждении задач алгебры и алмукабалы» в геометрической форме им было дано изложение решений кубических уравнений; в трактате «Комментарии к сложным постулатам книжки Евклида» он выдвинул необычную теорию параллельных прямых.
Омара Хайяма обожали, очень уважали, воздавали ему почести. Он погиб у себя на родине; это случилось примерно в 1122 г.
Омар Хайям о любви