Короткая биография — СПИНОЗА БЕНЕДИКТ (Барух) (1632-1677)
Бенедикт (Барух) Спиноза — голландский философ-натуралист, рационалист, пантеист, одна из главных фигур философии Нового времени — являлся уроженцем Амстердама, где появился на свет 24 ноября 1632 г. Отец его был преуспевающим торговцем, имеющим свою фирму. Молодым Спинозой была окончена исходная религиозная школа» «Эц-Хаим», но скоро наметилось расхождение его миропонимания с религиозными постулатами.
Так, в 1652 г., беседуя с учениками школы, Спиноза усомнился в божественном происхождении Талмуда, категорично высказался о наличии загробной жизни, бессмертии души и т.д., вследствие чего был вызван в судилище. В 1652 г. реализовалось горячее желание Спинозы: его наставником стал доктор филологии Франциск ван ден Энден. Еще одним мыслителем, под воздействием которого почти во всем сформировалась его позиция, стал итальянский священник Джулио Ванини, относившийся к последователям Джордано Бруно.
Когда в 1654 г. погиб отец, Барух вкупе с братом принял на себя управление домашней компанией. В этот период биографии круг его знакомств существенно расширился, в том числе за счет людей, не принадлежавших к еврейской общине. Спиноза отрешается от иудаизма, становится Бенедиктом, реализует свою долю в бизнесе брату и намеревается предназначить себя философии. В 1656 г. его изгоняют из общины, наложив проклятие. На какое-то время он переехал в Оверкерк, столичный пригород, но скоро, возвратившись в Амстердам, становится учащимся личного института. В это время состоялось его ознакомление с сочинениями Декарта.
В 1660 г. синагога Амстердама обращается к городским властям с официальной просьбой предать Спинозу суду, т.к. он грозит благочестию и морали. Философ уезжает из Амстердама и перебирается в деревню Рейнсбург, где зарабатывает шлифовкой линз. Тут, недалеко от Лейдена, им были написаны «Краткий трактат о Боге», «О человеке и его счастье», также работы «Трактат о совершенствовании разума», 1-ая часть «Этики», более половины «Основ философии Декарта». Переехав в 1663 г., летом, в Ворбюрг, он в 1664 г. издает в Гааге сочинение, посвященное декартовской философии. Оно стало единственным прижизненным изданием, подписанным его своим именованием. Это произведение принесло ему известность, сделало в очах просвещенной общественности большим мыслителем.
В 1670 г. в Амстердаме вышел анонимный «Теолого-политический трактат». В нем Спиноза ратовал за независимость философии от религиозных миропониманий, за свободу мышления и слова. Благодаря этой работе было положено начало исследованию Библии как объекта исследований. В трактате Спиноза раскритиковал постулат о том, что Священное Писание имеет божественное происхождение. Так как возглавляли правительство братья де Витт, которые относились к Спинозе лояльно, ему не грозило ничего сурового, но в 1674 г. ситуация поменялась после того, как один из братьев был убит. Происхождение трактата больше не оставалось потаенной, Спинозу подвергли травле, его сочинения занесли в перечень нелегальных книжек.
В мае 1670 г. состоялся переезд Спинозы в Гаагу, и в этом городке он провел остаток жизни. В 1673 г. пфальцский курфюрст пригласил его возглавить философскую кафедру Гейдельбергского института, но Спиноза ответил отказом, дорожа независимостью в выражении суждений. В 1675 г. был завершен труд, которым считается основным в его творческом наследстве — «Этика, доказанная в геометрическом порядке». В этом сочинении изложены и систематизированы все главные положения философских взглядов Бенедикта Спинозы. Обстановка не позволила опубликовать работу, и она распространялась в не далеком окружении философа в виде переписанной рукописи.
В протяжении 20 лет Спиноза мучился от туберкулеза. Эта болезнь унесла его жизнь, когда ему было только всего 44 года. 21 февраля 1677 г. философ погиб; тело похоронили в общей могиле.