Короткая биография — ЯН ЧЖУ (440-360 либо 414-334 до н. э.)
Ян Чжу (есть и такие варианты его имени, как Ян Цзы-цзюй, Ян Шэн) — древнекитайский философ, ученик Лао-цзы, идеологический противник конфуцианства; представитель даосизма ранешнего периода. Жил он во 2-ой половине V в. и 1-ой половине IV в. до н.э., года его жизни обозначены только примерно. Биография этого мыслителя-вольнодумца известна только в виде единичных сведений. Есть предположение, что он был крестьянским отпрыском, родился в бедной семье. Ян Чжу предпринял много путешествий по Китаю, пропагандируя свои взоры, которые были отлично известны в самых различных королевствах. Понятно, что у философа обучалось огромное количество последователей.
Что конкретно представляло учение Ян Чжу в первозданном и целостном его виде, сказать трудно, т.к. до нашего времени не дошло ни одно из его произведений. Представление о нем дают только отдельные места даосских трактатов «Чжуан-цзы», «Мэн-цзы», «Хуайнань-цзы», «Люй ши чунь цю», «Хань Фэй-цзы», создатели которых упоминали о философии Ян Чжу или\\и так по другому полемизировали с ней. Самую подробную информацию дает трактат «Ле-цзы», в каком есть глава, нареченная именованием Ян Чжу. В то же время ряд исследователей колеблются, что ее содержание на сто процентов соответствует реальности.
Считается, что Ян Чжу очень скептически относился к тому, что людской жизнью управляют Небеса, не признавал бессмертия души, видя в погибели естественный и непредотвратимый конец существования. Философ провозглашал ценность земной жизни и ее различных наслаждений, призывал услаждаться ими. Известен он и резко нехорошим отношением к старым авторитетам, общепризнанным учениям, а именно, к конфуцианству; его главу Ян Чжу считал самым беспокойным и бестолковым из людей.
С давнешних времен идеи последнего гедонизма этого вольнодумца числятся антагонистичными альтруизму Мо-цзы, призывавшего к любви и самопожертвованию. Судя по выражению Мэн-цзы, страстного фаната Конфуция, о том, что «слова Ян Чжу заполнили Поднебесную», идеи последнего получили обширное распространение и имели много поклонников. В то же время ряд исследователей придерживаются представления, что репутация Ян Чжу как конструктивного гедониста и безбожника связана с неправильной передачей и трактовкой его мыслях.